Монополия «Единой России» в Думе наскучила «Справедливой России», а потому эсеры предлагают КПРФ, ЛДПР и «Яблоку» пакт о неполивании друга компроматом. Но, как убедился «Труд», альянсу левых сил в России не бывать.
В России почти каждый электоральный цикл начинается с внезапного осознания оппозиционными силами своей неспособности в одиночку переломить победное шествие правящей партии. А потому предложения объединить усилия звучат регулярно, но пока безрезультатно.
Вот и вчера председатель «Справедливой России» Николай Левичев озвучил предвыборную стратегию партии. Он обратился лично к лидеру КПРФ Геннадию Зюганову «с предложением о создании альянса левых сил, который мог бы разрушить планы получения „ЕР“ большинства».
«Труд» выяснил, о какого рода коалиции идет речь. Прежде всего, как рассказал член думской фракции «СР» Геннадий Гудков, речь идет о совместном контроле над соблюдением избирательного законодательства до и на выборах в декабре. Но главное — заключить пакт о ненападении в предвыборный период левых партий друг на друга, подчеркивает депутат. Заметим, что публиковать компрометирующую информацию о конкурентах — это излюбленный предвыборный маневр в России. Ну, а если союзным партиям удастся до
«В условиях тотального административного давления „Единой России“ нам, оппозиционным партиям, необходимо расширять сотрудничество», — говорит член думской фракции «СР» Геннадий Гудков.
Коммунисты — не единственные, кого пригласят поиграть в коалицию, — туда же позовут ЛДПР и «Яблоко». А вот возродившееся «Правое дело» попросят остаться в своей песочнице. «Правое дело» — кремлевский проект; партия создана, чтобы уводить голоса у оппозиции», — заявил Геннадий Гудков.
Любопытно, что именно кремлевскими «родителями» эсеров представители «Яблока», КПРФ и ЛДПР объясняют отказ вступать в альянс. «С нашей точки зрения, „СР“ — кремлевский проект, и они должны объяснить действия прошлых лет, когда они помогали „ЕР“ укрепляться в вертикали власти», — сказал «Труду» лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «Мы не можем не раскрыть бандитскую сущность «СР», — пояснил депутат ЛДПР Сергей Иванов.
Возможности «СР» создать предвыборный альянс, прямо скажем, ограничены, поскольку законодательство РФ запрещает партиям создавать предвыборные блоки, то есть объединять списки кандидатов. Но по примеру «ЕР» и Народного фронта, которые успешно обошли закон, члены «СР» собираются влиться в Народное ополчение КПРФ. «Лично я, для того чтобы разрушить монополию власти „ЕР“, готов поддержать Народное ополчение коммунистов», — признается «Труду» Геннадий Гудков.
Однако эсерам не удалось заразить энтузиазмом левые партии. Так, в КПРФ признались, что не против, чтобы справедроссы полным составом вступили в ополчение, но не более того. «КПРФ не против сотрудничества в рамках Народного ополчения. Мы готовы помогать друг другу в наблюдении за выборами. Ради честных выборов я даже готов сотрудничать с нормальными единороссами. Но мы не можем заключить пакт о ненападении, мы же должны рассказать избирателям, что из себя представляют политические силы», — поясняет член думской фракции КПРФ Руслан Гостев. Представитель
Так вот и выходит, что сетовать на отсутствие партийного плюрализма в Госдуме каждый политик считает своим долгом. Но сесть за стол переговоров и создать коалицию, способную изменить порядок вещей, каждый считает неприемлемым компромиссом. Российские власти зря хлопотали несколько лет назад, принимая предохранительный закон о запрете избирательных блоков. «Предвыборная коалиция — затея заведомо проигрышная. В нашей стране не существует партий, готовых взять на себя ответственность власти. Ни вместе, ни по отдельности они не готовы перенять бразды правления», — говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.
В цифрах перспективы альянса оппозиции также туманны. Согласно последнему исследованию ВЦИОМа, если бы парламентские выборы состоялись в предстоящие выходные, КПРФ набрала бы 12%, эсеры — 4%. «ЕР» набрала бы 44%.