Первый заместитель министра энергетики РФ Леонид Тропко заявил корреспонденту "Труда" буквально следующее: "Банкротство "Дальвостугля" будет означать увод активов у государства накануне приватизации этой компании. Естественно, собствениик в лице РФФИ намерен через Минюст, судебные и другие инстанции добиваться защиты интересов государства".
Добавим к этому, что в течение нынешнего года государство в лице РФФИ четырежды предпринимало попытки установить законный контроль над 40 процентами принадлежащих ему акций "Дальвостугля" (ДВУ). Однако и в январе, и в марте, и в июне местные власти, опираясь на решения местных судебных инстанций, фактически срывали инициированные РФФИ собрания акционеров. А ведь по решению правительства в нынешнем году должна была состояться продажа государственного пакета акций. Более того, формально торги прошли, однако победившая на них фирма отказалась внести деньги в размере 30 млн. долларов за государственный пакет акций компании, из которой к тому моменту было выведено большинство активов.
15 августа этого года представители руководства сразу двух федеральных ведомств - первый заместитель министра энергетики Леонид Тропко и заместитель председателя РФФИ Владимир Вдовин в четвертый уже в этом году раз попытались взять под государственный контроль ситуацию над ДВУ. Однако этому воспротивилось руководство Амурской области. Причем, как утверждает Л.Тропко, "интересы региональной власти, а точнее говоря, ее отдельных высокопоставленных представителей, отнюдь не совпадают с интересами государства".
По этой-то прозаической причине двух заместителей министров из Москвы в Райчихинске встретили автоматчики и приставы с решениями местных судебных инстанций о запрете проведения собрания акционеров. "Само вынесение подобных вердиктов противоречит Конституции страны, охраняющей права акционеров, и официальной позиции Верховного суда РФ, который дал исчерпывающие разъяснения о неприемлемости вынесения решений о запрете собраний акционеров судами общей юрисдикции", - подчеркивает Л.Тропко.
Представители федеральных органов власти, неплохо осведомленные о царящих на берегах Амура "порядках", предъявили в ответ решения других судебных инстанций, запрещающие, как того требует Конституция, препятствовать проведению собрания. Однако Райчихинск не Москва. Тут "кто первый встал - того и сапоги". Москвичей в дом 28 по улице Победы просто не пустили. В итоге владельцам 69 процентов (!) акций (кроме представителей государства на собрание прибыли также частные инвесторы) пришлось проводить заседание, что называется, у парадного подъезда. Участники этого вполне полномочного собрания акционеров (обладающих двумя третями акций) сменили совет директоров ДВУ и назначили нового генерального директора - Владимира Павленко взамен Александра Корякова, которого РФФИ обвиняет в выводе из компании активов и в том, что предприятие оказалось фактически на грани банкротства.
А уже на следующий день в Благовещенске в адрес представителей федеральной власти метал громы и молнии глава администрации Амурской области Леонид Коротков. Дословно губернатор заявил следующее: "Самое главное, что вызвало мой гнев и возмущение, - РФФИ, проводя это собрание, решил оттеснить администрацию Амурской области вообще от всяких рычагов управления ситуацией в "Дальвостугле". Амурская область имеет порядка 20 процентов акций в этом предприятии... Характеризуя нынешнее положение на предприятии, должен вам сказать, что мы признаем законным нынешнее руководство, то бишь генерального директора товарища Корякова и нынешний состав совета директоров".
Почему же Коротков так держится за прежнее начальство компании, которое довело долги предприятия почти до 120 млн. долларов? Увы, все объясняется очень просто. В печати уже упоминался некий проект "Меморандума о сотрудничестве" между администрацией Амурской области и Партнерством российских организаций - в том числе "Международным промышленным банком". В пункте 2 этого документа, имеющегося в распоряжении "Труда", прямо говорится: "Стороны признают, что для реструктуризации угольной отрасли Амурской области, а также достижения целей, указанных в п.1 настоящего меморандума, необходимо создание нового рентабельного угледобывающего предприятия (далее предприятие) на основе ликвидируемого в соответствии с действующим законодательством ОАО "Дальвостуголь".
К меморандуму прилагается также весьма любопытный документ под названием "План банкротства ОАО "Дальвостуголь". План начинается со следующего пункта: "Вынесение арбитражным судом Амурской обл. определения о принятии заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству о признании ОАО "Дальвостуголь" банкротом". При этом особо оговорена дата подачи иска - 18.06.02. А завершается программа закулисных действий таким пунктом: "Продажа конкурсным управляющим (специализированной организацией) имущества ОАО "Дальвостуголь" на торгах и расчеты с кредиторами. Передача объектов социальной сферы органам местного самоуправления". Рядом ссылка - "Срок: не более 1,5 года со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда, указанного в п.1".
Причем и "Меморандум", и план содержат прямые гарантии приобретения имущества обанкроченного ДВУ структурами "Межпромбанка".
Под текстом "Меморандума" оставлено место для автографов и губернатора Л.Короткова, и управляющего ЗАО "Межпромбанк" С.Веремеенко.
То есть судьба "Дальвостугля", по сути дела, уже решена и, как подчеркивают руководители Минэнерго и РФФИ, "только вмешательство федеральных органов власти мешает дружному сообществу завладеть уже "похороненным" предприятием". А ведь на людях губернатор говорит о ДВУ совершенно иное: оно, мол, "работает ритмично", что "немаловажно в ситуации, когда идет подготовка к зиме".
Задачи, поставленные в "Меморандуме" и плане, уже реализуются. И судя по всему, места для государства в лице РФФИ на обанкроченном ДВУ не предусмотрено. Это и понятно. Ведь РФФИ хочет продать свой пакет за деньги, а "Межпромбанк" при поддержке губернатора, как свидетельствует "Меморандум", намеревается завладеть четырьмя угольным разрезами с годовой выручкой порядка 30 млн. долларов по сути задаром - путем банкротства предприятия.
Кстати сказать, в местный арбитражный суд в точном соответствии с графиком иск о банкротстве ДВУ уже поступил. А отставленный акционерами и.о. генерального директора ДВУ Владимир Галанцев, перешедший сюда на службу из "Межпромбанка", на публике не устает рекламировать "плюсы" банкротства. Если бы этот план удался, то как раз Галанцев и стал бы "рулить" в ДВУ во время процедуры банкротства. А тут такая незадача, РФФИ инициировало проведение собрания акционеров...
Минэнерго России очень озабочено тем, что в итоге разрезы ДВУ лихорадит. На носу зима. От стабильности поставок угля из Райчихинска зависит работа "Амурэнерго" (по словам Л.Тропко, "Дальвостуголь" производит половину потребляемого в области угля) и даже "Хабаровскэнерго". На кону - гарантии обеспечения теплом и светом миллионов дальневосточников в предстоящий осенне-зимний период.
В Минэнерго подсчитали и финансовую сторону вопроса. В результате банкротства ДВУ госпакет акций предприятия, за который в начале года давали 30 млн. долларов, полностью обесценится. Превратятся в пшик и 20 процентов акций Амурской области. А ведь область к числу регионов-доноров не относится. Напротив, местным бюджетом на 2002 год запланирован дефицит в 230 миллионов рублей. Эта цифра как раз сопоставима с той суммой, в которую эксперты оценивают областной пакет акций ДВУ.
Но помимо экономической подоплеки, здесь, как считает Л.Тропко, замешана и большая политика. Многих сейчас в Москве и Благовещенске волнует ответ на вопрос: на всей ли территории России действует крепнущая "властная вертикаль"? Или, может, она каким-то чудесным образом обходит Амурскую область?