Чередование успеха и неуспеха — естественный ход жизни. И юному человеку нужно вовремя научиться справляться со стрессом и разочарованиями.
Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор:
«С детьми полезно говорить о том, что успех и неуспех редко бывают случайными. Чтобы предотвратить проигрыш, важно обдумывать свои шаги и взвешивать последствия.
Результат, как правило, складывается из суммы факторов: необходимых усилий, цены препятствий (иногда цель может быть недостижимой) и ресурсов (способностей ребенка, возможности дополнительных занятий). Реальная оценка этих факторов помогает планировать успех.
А в случае неудачи понимание ситуации снижает стресс. «Да, поступление в этот вуз действительно было маловероятно в силу объективных причин, а не
Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека»:
«Родители всегда дают гласный или негласный
Елена Закатова, клинический психолог центра «Псиспектрум»:
«Комплекс неудачника часто возникает у детей, родители которых проецируют на них собственные неуспехи (я плохо учился и теперь работаю не там, где хотел).
Таким образом взрослые могут настроить сына или дочь на повторение
Если случилась неудача
Постарайтесь понять, как сам ребенок относится к происшедшему. Возможно, низкий балл на экзамене для него вовсе не такая уж катастрофа, как для родителей.
Но иногда человеку сложно открыть свои чувства, и стресс уходит глубоко внутрь. Понаблюдайте за подростком. «На первых порах ваши слова он вряд ли услышит, — отмечает Ирина Галахина, — но присутствие и ненавязчивый тактильный контакт (погладить по спине, положить руку на плечо) создадут ощущение поддержки».
«Постарайтесь его разговорить, задавая незначительные вопросы, — советует Елена Сергиенко. — Нередко выплеснуть эмоции помогает музыка. Сходите на концерт, который заинтересует ребенка».
«Когда дети готовы говорить, важно, чтобы произошла встреча чувств родителей и ребенка, — объясняет Ирина Галахина. — Расскажите, что вы тоже расстроены, и, главное, не вставайте на сторону обвинения („я же тебе говорила: учи!“). Тогда ребенок сможет открыться, высказать и выплакать свои переживания».
Практика
Восстановиться после стресса
Помогает любое
Помогите подросткам организовать с друзьями пикник, а лучше — поход. «Такие мероприятия позволяют направить энергию в позитивное русло, испытать ощущение свободы», — отмечает Елена Закатова.
Сделать выводы
Порой именно неудачи на экзаменах помогают многое понять о себе. Ведь одно дело — слушать советы и предупреждения взрослых, и совсем другое — столкнуться с реальностью. А чтобы выводы не потерялись в переживаниях, их хорошо бы зафиксировать. Поэтому, когда стихнет буря эмоций, полезно помочь подросткам проанализировать ситуацию: «Давай подумаем, почему так произошло».
Приводите примеры из собственной жизни: «Я с первым проектом потерпела полную неудачу. Но потом стала анализировать — и использовала этот опыт в следующей работе. И представляешь, все получилось!»
Обернуть неудачу в удачу
Объясните сыну или дочери, что сегодняшний проигрыш предоставляет другие шансы в будущем. И неизвестно еще, какие возможности преподнесет жизнь. «Помогите подростку найти и проложить другие маршруты, которые приведут к достижению цели, — предлагает Елена Закатова.
— Иногда альтернативой вузу может стать профильный колледж, который позволит получить профессию и поступать позже на льготных условиях.
Не застрять в ситуации проигрыша
Оставьте за детьми право на самостоятельное решение — пересдать экзамен, выбрать другое учебное заведение, готовиться к поступлению на следующий год
Если он растерялся и требует решения от взрослых, аккуратно верните вопрос: «Я думаю, что можно сделать так, но важнее, что думаешь ты». Важно помочь юному человеку занять позицию: «Я буду делать так, потому что я так решил, а не потому, что нет другого выхода». Это позволит подростку сохранить уверенность в себе.