В мае начался традиционный сезон отключения горячей воды. Касается это практически каждого города, вне зависимости от численности населения и модернизации. В соцсетях каждый год поднимается волна «XXI век, а у нас воду на две недели отключают!», которая успокаивается к сентябрю. Тем временем, пока горячая вода в вашем доме имеет двухнедельный отпуск, оставить без холодного водоснабжения и канализации вас не могут. Хотя им отпуск тоже не помешал бы.
Состояние сетей водоснабжения и водоотведения – плачевное. Общий износ сетей составляет более 65%, отдельные населенные пункты могут «похвастаться» 80%. Мало того, 40% пришли уже в совершенно негодное состояние – их нужно перекладывать. И при всем при этом темпы ремонта покрывают в лучшем случае половину от годового износа в 3%. На вопросы «кто виноват?» и «что делать?» участники рынка только тяжело вздыхают: количество аварий – около 70 на 100 километров, тогда как в Берлине, например, этот показатель составляет всего 25. За два года с 1-го Всероссийского съезда водоканалов в плане практики не изменилось практически ничего. Зато вот на бумаге продвижения просто колоссальны.
«За два года мы наконец-то получили работающий ФЗ о водоснабжении и водоотведении. Раньше у нас было более 100 нормативных документов, как по ним работать?» – отметил президент Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Станислав Храменков.
Закон законом, но главным вопросом остается все же стоимость воды. Тогда как население бурно реагирует на любое повышение тарифов в сфере ЖКХ (ВКХ в особенности), эксперты знают: любые повышения теми темпами, которыми они проходят, как слезы – ими горю не поможешь. Да еще и с отсрочками, как в этом году: где деньги-то брать?
«У нас оборудование европейского уровня, там, где прошла модернизация, мы тщательно изучили зарубежный опыт. А стоимость воды? За основу можно бы было взять тариф в 1,5–2 евро (60–80 рублей) за куб. Если бы у нас были такие тарифы… Сейчас в России в среднем кубический метр холодной воды стоит 15 рублей. Вдумайтесь, 1,5 копейки за литр – это же абсурд! Да, есть очень дорогая вода, до 50 рублей, но это касается отдаленных населенных пунктов, где большую часть съедает транспортировка», – проясняет ситуацию исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.
Состояние субсидирования отрасли при этом – на грани фола. По словам первого заместителя исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Алексея Макрушина, сумма дотаций составляет всего 1% от платы населения: «На ЖКХ сегодня тратится 8 млрд рублей в год. У нас на кино уходит больше, а наше кино, как вы знаете, не всегда хорошее. Так что уж говорить про нашу отрасль?»
Заработать самим как-то не получается: действует запрет на приватизацию, власть постоянно напоминает о том, что водоканалы – объекты стратегические, и допустить превалирование иностранного капитала в них нельзя. На что сами водохозяйственники горько отвечают: мы не стратегические объекты, а политизированные.
«Кто захочет идти в отрасль? Срок окупаемости проектов – 15–30 лет, рентабельность отрицательная, риски инвестора колоссальны. Мы собираемся и говорим: нам не очень хорошо живется. А в это время население собирается и говорит о нас, что мы о них не думаем, а только повышаем тарифы. Но это не так, мы прекрасно знаем обо всех проблемах. Только решить их в одночасье, да еще и без повышения тарифов хоть на копейку, ну никак не получится», – делится Елена Довлатова.
Но конечному потребителю, будем честны до конца, не так уж и важно, кто ему поставляет воду. Большинство из нас согласилось бы платить и больше, будь качество продукта лучше. Лично я завидую, когда в кино герои могут запросто выпить стаканчик воды прямо из-под крана. Сама я помню такую роскошь только где-то в середине 90-х, да и то в небольшом молодом городке с практически новорожденными сетями. И, скорее всего, на своем веку уже больше не увижу. Разве что только в том самом кино.
«Мне лично без разницы, ГУП мне поставляет воду или МУП, лишь бы вода была в кране. Как вы себе представляете: прихожу я к бабуле в Подмосковье и говорю: будет тебе, бабушка, акционирование или концессия. Это смешно. Я за любые формы собственности, лишь бы водичку чистую пить», – сокрушается председатель общероссийского профсоюза обеспечения Александр Василевский.
Цифры
Более 23 млн человек потребляют питьевую воду, не отвечающую нормам по содержанию бактерий, на территории РФ это 56 субъектов.
22% проб воды из водоемов, используемых в качестве питьевого водоснабжения, не соответствуют нормам по санитарно-химическим показателям
Рентабельность предприятий ВКХ составляет минус 2–3%, в отдельных случаях показатель доходит до минус 15%.