Вот уже больше месяца не сходит с экранов фильм «Легенда № 17», который бьет все кассовые рекорды. За четыре недели проката картина собрала более 850 млн рублей. Это лучший результат для отечественного фильма за последние годы. С этого феномена и начался наш разговор с режиссером.
— Николай, когда вы приступали к постановке «Легенды», перед вами стояла задача сделать кассовый хит?
— Думаю, продюсеры такую цель перед собой ставили, а у меня была задача сделать хорошую картину. Что само по себе дело нелегкое. Для меня спортивное кино — это ведь терра инкогнита, неизвестная земля. Как до постановки «Звезды» такой же неизвестной землей была территория военного кино. И мне в обоих случаях надо было основательно погрузиться в новый жизненный материал. В частности, готовясь к съемкам «Легенды», я отсмотрел сотни телерепортажей о хоккее, проштудировал книги Тарасова, Третьяка, Харламова, наконец, искренне проникся историей, которую предложили Михаил Местецкий и Николай Куликов, отказавшись перед этим от нескольких предыдущих вариантов сценария. Да, я надеялся, что будущий фильм сможет взволновать зрителей, но размышлять о кассе мне даже в голову не приходило.
— Встреченный поначалу с восторгом, ваш фильм по мере продвижения на экране стал обрастать все более резкими критическими отзывами. В частности, ваш коллега Григорий Константинопольский написал, что ради коммерческого успеха Лебедев отказался от авторских амбиций.
— Мои амбиции остались при мне, я ни от чего не отказывался. Я делал кино ровно так, как хотел и каким его видел. Я уважаю позицию Гриши и по-доброму к нему отношусь, но меня обидело его утверждение, будто «Легенда» была сделана с хищными коммерческими или конъюнктурными интересами. После постановки «Звезды» я убедился в том, что как только фильм получает общественный резонанс или ему сопутствует прокатный успех, тебя тут же начинают обвинять в конъюнктуре, хотя до этого никому и в голову не могло прийти, что подобный материал может быть коммерчески привлекателен. Когда я приступал к съемкам «Звезды», это была самая невыигрышная тема в нашем кино — вы должны это помнить. «Доброжелатели» в открытую говорили, что меня ждет провал, после которого я больше не буду снимать кино.
— А дело, напомню читателям, кончилось Госпремией и картиной, которая вот уже более 10 лет активно живет на экране.
— Ничего не могу сказать о том, ждут ли «Легенду» какие-либо награды, но когда я сегодня читаю, что это, дескать, изначально был беспроигрышный вариант, только смеюсь. Несколько лет назад ведь уже была снята картина о Харламове. И никакого особого коммерческого успеха, насколько мне известно, она не принесла. Я не оцениваю сейчас работу моих коллег, я только говорю о том, что нет ничего глупее, чем на основе имеющегося результата утверждать, что он был предрешен заранее.
— Константинопольский еще пишет, что вы сделали фильм для того, чтобы вас похвалил Путин...
— Ну, естественно, я с первого дня работы над картиной только об этом и думал. Гриша зачем-то приписывает мне мотивы, которые мне абсолютно не свойственны. Но тут, наверное, работает старый принцип: у кого что болит... Конечно, читать подобные вещи неприятно, но я знал, что чем лучше мы сделаем свое дело, тем будет больше оплеух. Но, впрочем, эти огорчения сразу забываются, когда ты оказываешься на обычном киносеансе в обычном кинотеатре. И вот ты сидишь и видишь, что набился полный зал, что люди хрустят попкорном, они пришли развлечься. Но буквально через несколько минут они начинают вести себя иначе. Иначе дышать, иначе — в унисон происходящему на экране — реагировать, плакать, смеяться. Когда ты что-то любишь — а я искренне люблю своих героев, — ты хочешь передать эту любовь другим людям. И когда зрители это чувствуют и отвечают на твой посыл, это и есть счастье. В полном соответствии с формулой Станислава Ростоцкого из прекрасного фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают».
— Еще один из упреков фильму — что он сосредоточен на личности Харламова, а его знаменитые соратники остались в тени...
— Скажу как есть. Поначалу практически все хоккеисты, к кому мы обращались за советом или помощью, нам в этом отказали. Большое спасибо Татьяне Борисовне Харламовой, которая смогла в какой-то момент сломать лед предубеждения. Я пригласил ее в наш офис, показал ей наши наработки, и она, увидев, что мы не собираемся спекулировать, наживаться на имени ее брата, поверила в фильм. Более того, попросила Бориса Михайлова встретиться с группой, и он единственный из соратников Харламова во время съемок реально помогал нам в работе. Но я сегодня никого не виню. Вероятно, хоккеисты много раз обжигались в подобных ситуациях, и они не хотели принимать участия в очередном, как им казалось, сомнительном предприятии. Но я рад, что они изменили свою точку зрения после просмотра картины. К примеру, Владислав Третьяк сказал, что все увиденное на экране на 90% правда, а на 10% — оправданный художественный вымысел.
— Так уж совпало, что вслед за успехом фильма «Легенда № 17» Путин поставил задачу снять картину про знаменитого вратаря Льва Яшина. И я уже догадываюсь, кому предложат поставить этот фильм.
— И кому?
— Думаю, что Николаю Лебедеву. Как вы отнесетесь к этой идее?
— Во-первых, мне пока никто ничего не предлагал. Во-вторых, судьба Льва Ивановича Яшина имеет право быть воплощенной на экране только тем режиссером, который по-настоящему полюбит эту уникальную личность, почувствует ее изнутри. Если за фильм возьмется человек только лишь потому, что на проект выделили большие деньги, то дело обернется крахом. Что касается меня, то если о Льве Яшине будет написан сценарий, который произведет на меня такое же сильное впечатление, как сценарий о Харламове, то я буду счастлив взяться за проект. Но если такого сценария не напишут, то и смысла в моем участии не будет никакого. Не говоря уже о том, что в ближайшие два-три года я буду плотно занят другим, очень серьезным материалом.
— Вы имеете в виду ремейк «Экипажа»?
— Я не хотел бы говорить об этом проекте. Не потому, что он так уж засекречен, а потому, что на нынешнем этапе говорить о нем рано и даже вредно. Напомню, как пресса за три года до выхода моего «Волкодава из рода Серых Псов» начала бить в колокола, и зритель в какой-то момент просто устал ждать картину. Что касается «Экипажа», то мы уже полгода тихо, без лишнего шума, работаем над проектом, но поскольку Александр Наумович Митта уже рассказал о нем, то бессмысленно делать вид, что ничего не происходит.
— Митта благословил вашу работу?
— Когда эта сумасшедшая идея только возникла, я, сказать честно, ждал, что кто-то меня от нее отговорит. И пошел к Александру Наумовичу. А он загорелся, стал нашим союзником и другом.
— На какой стадии находится проект сегодня?
— Он пока разрабатывается во всех деталях и подробностях. Поскольку я сам являюсь оголтелым фанатом фильма Митты, то должен сразу предупредить других фанатов, что наша картина не будет ремейком «Экипажа» в привычном смысле слова. Мы снимем, скажем так, вольную фантазию на тему фильма. В этой фантазии не будет, например, героев Леонида Филатова, Георгия Жженова, Анатолия Васильева и обожаемой мною героини Александры Яковлевой. А будет разыграна совершенно другая история, происходящая в наши дни. История из жизни летчиков гражданской авиации — людей ярких, сильных, но с драматичными судьбами. Все, что будет роднить ее с замечательным фильмом Митты, — это жанр фильма-катастрофы. В частности, в нашей картине останется история с землетрясением — она слишком хорошо придумана, чтобы от нее отказываться.
— «Легенда» стоила порядка 10 млн долларов. Бюджет «Экипажа», надо думать, будет не меньше.
— Жанр фильма-катастрофы — дорогое удовольствие в принципе. Понятно, что «Экипаж» стоил в свое время значительно дороже, чем, скажем, фильм «Ирония судьбы», где практически в одной декорации снимались два актера. Это не значит, что один фильм лучше, а другой хуже — они оба замечательные, это всего лишь разные производственные затраты, вот и все. В нашем же случае речь идет о сложных декорациях и уникальных трюках. О макетных съемках. О компьютерной графике. В какую копеечку это выльется, я сказать сегодня не могу. Все будет тщательно подсчитано, но сумма, не сомневаюсь, окажется серьезной. Я надеюсь, что руководители крупных авиакомпаний, вспомнив о том, какую роль в свое время сыграл фильм «Экипаж» в развитии авиаотрасли, в подъеме престижа летных профессий, пойдут нам навстречу. Без их поддержки нам будет сложно вынести этот проект на своих плечах.
Тем временем
Когда верстался этот номер, стало известно, что кинокомпания «Централ Партнершип» запустила в производство кинокартину о Льве Яшине. Как утверждает президент кинокомпании Армен Давитян, проект разрабатывался в течение последних двух лет и не связан с указанием Владимира Путина. Сценарий фильма, который будет называться «Они играли за Родину», написал Илья Шиловский. Режиссер картины — Карен Оганесян («Я остаюсь», «Домовой», «Марафон»). На главную роль утвержден Максим Матвеев («Стиляги», «Август. Восьмого»).