"Вся история нашего центра выглядит фантастически, - рассказывает его директор, кандидат технических наук Игорь Левин. - Когда 20 лет назад мы выбирали дом для размещения лаборатории, нам было предложено несколько вариантов. Не знаю почему, но я хотел работать только на Патриарших прудах. И выбрал особняк, где, по преданию, жила та самая пушкинская графиня из "Пиковой дамы". Дому 200 лет. Он стоял почти в руинах. В заколоченных комнатах - какие-то ветхие тряпки, желтые листы газет. Ремонт делали своими руками, за собственные деньги".
Центр занимается уникальными исследованиями в области импульсно-волновых технологий. Первое свое изобретение Левин сделал еще студентом Московского авиационного института, когда придумал дробить лед на летящем самолете не с помощью высоких температур, как это было принято раньше, а коротким радиоимпульсом. Требовалась на это миллионная доля секунды. Сейчас на левинской разработке летают все отечественные самолеты и даже некоторые "Боинги". Через несколько лет авиатор задумался: а почему, собственно, только лед, и почему обязательно самолеты? Ведь так можно чистить что угодно - уголь, сахар, да любые вещества! И пошло-поехало. Левин стал автором 180 изобретений, которые у него охотно покупают промышленники практически всех стран мира.
Директор Ивановского молокозавода Сергей Лукьянов 20 лет назад заказал у него систему очистки поверхностей при переработке сухого молока. Уж очень много его оседало на стенках. В итоге отходов не стало совсем, необходимость в мойке отпала. А потребляет система всего-то 20 ватт. Тогда это стало сенсацией, заказы на Левина буквально обрушились. "Эта система в Иванове, кстати, работает до сих пор, - говорит ученый. - Уже и директор на пенсию ушел. Как-то звонит мне, смеется: "Я думал - уйду, когда твоя штуковина из строя выйдет. Да так и не дождался"...
Системы Левина покупают американские угольные шахты, голландские фирмы, занимающиеся заморозкой кур (благодаря левинской конструкции "птички" в упаковке не слипаются и распродаются вдвое лучше), и даже одна атомная электростанция в Южной Африке.
А он мечтает о том, чтобы его разработки пользовались в России таким же спросом, как и за рубежом. Вот, скажем, изобрел он простое в управлении устройство по сбиванию сосулек с крыш. Вдохновение пришло после того, как один из таких "сталактитов" обрушился в нескольких сантиметрах от него. Подарил систему ближайшему жэку. Но там широкий жест не оценили: на третий день запил рабочий, который должен был нажимать на кнопочку, и все встало. "Не годится, - говорят, - твое изобретение!" Ладно, сделал его автоматическим. Но все равно столичные власти остались в стороне: пусть лучше, мол, сосульки сбивают вручную.
Или придумал систему остановки автомобиля, за рулем которого находится нарушитель. Принес в ГИБДД. Начальник почесал за ухом: "А зачем нам его так останавливать, ведь есть же оружие!" Словом, купили изобретение американцы...
А недавно Левин оказался в центре сенсации: на глазах изумленной толпы он вынес во двор ведро и с помощью короткого радиоимпульса поднял его в воздух. Ведро улетело в заоблачную высь, несколько раз кувыркнулось и упало прямо к ногам изобретателя. Сделал он это из спортивного азарта, на спор, чтобы продемонстрировать возможности витающих вокруг нас полей. На следующий день его разыскал какой-то мужик в телогрейке, бухнулся на колени: "Слышь, профессор, запусти меня так же! Всю жизнь мечтал полетать!"
Не все почитатели таланта Левина так романтичны. Случается, обращаются к нему и подозрительные личности. Просят сделать "приборчик", с помощью которого можно быстро и бесшумно открывать двери и проходить сквозь стены. Предлагали сотрудничество и военные организации: хотели с его помощью разработать новые виды оружия. Но от подобных предложений Левин отказывается. Хочу, говорит, спать спокойно.
Но спать спокойно все равно не получается. "Дело в том, - говорит Левин, - что мы создаем мощнейшие импульсы, а это колоссальные спонтанные выбросы энергии. Ее возможности мало изучены. Мы никогда точно не знаем, какие последствия будут у наших экспериментов. Вот, скажем, у всех без исключения сотрудников центра во время работы резко возрастают телепатические способности. Откуда это? Может быть, радиоволны стимулируют какие-то структуры, с помощью которых мы обмениваемся мыслями? Кроме того, все мы слышим какие-то загадочные шаги, скрипы, голоса. Может быть, своими исследованиями мы растревожили какие-то "потусторонние" силы, вызвали к жизни, так сказать, привидений?"
В реальности призраков, которые ходят по особняку, не сомневается никто из его работников. Исполнительный директор Любовь Перевозчикова утверждает: "Не было и дня, чтобы здесь не ходили "посторонние". Я лично слышу, как кто-то хлопает дверьми, тихо переговаривается, поет, скрипят ступени... Абсолютно отчетливо. Все время хочется проверить, кто это. Но когда мы выходим, никого нет"... К здешним "барабашкам" настолько привыкли, что не боятся их. Если они надолго затихают, спрашивают друг у друга: что-то, мол, "заспались" наши "коллеги"? В ответ они часто громко чихают или что-то роняют на пол.
Местные бабульки обходят особняк стороной. Считается, что здесь и впрямь бродит неспокойная душа пушкинской старой графини. "Это место близ Патриарших прудов вообще заколдованное, - улыбается Левин".