Главная Культура 00:01 24 Апреля 2015 6700
Эти громкие «Тихие зори»

Обозреватель «Труда» посмотрел только что законченную ленту и очень обрадовался тому, что ошибся в прогнозах

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Сегодня в Кремле состоится премьера нового фильма «А зори здесь тихие», который еще до выхода на экраны вызвал яростную полемику в социальных сетях. Наш обозреватель посмотрел только что законченную ленту и очень обрадовался тому, что ошибся в прогнозах.

Чудеса случаются. Не стану скрывать: я был изначально настроен против новой экранизации повести Бориса Васильева, считал ее ненужной и даже вредной. Зачем снимать еще одну картину на известный сюжет, думал я, когда старый, 1972 года выпуска, пронзительный и горький, засмотренный до дыр фильм режиссера-фронтовика Станислава Ростоцкого — не только классическое, но и вполне живое кино? И все заявления продюсера, а заодно и постановщика новых «Зорь» Рената Давлетьярова о том, что он хочет пересказать известную историю современным киноязыком и адресовать новый фильм нынешней молодежи, которая старые черно-белые фильмы смотреть не любит, казались мне не более чем лукавством. Тем более что где Станислав Ростоцкий — выдающийся мастер мирового экрана, лауреат Ленинской премии, дважды номинант на премию «Оскар», к сожалению, 14 лет назад ушедший от нас, а где — не шибко известный широкой публике Ренат Давлетьяров, прославившийся в качестве продюсера постановкой ряда коммерческих проектов (в том числе кинотрилогией «Любовь-морковь») и не стяжавший пока особой славы в качестве режиссера.

И вот я иду на пресс-показ, преисполненный всеразъедающего скепсиса — впрочем, как и большинство моих коллег. И вдруг фильм — даром что я знаю наизусть сюжет, знаю, чем закончится история про пятерых девушек-зенитчиц, которые одна за другой полягут в бескрайних карельских лесах, но остановят на этом смертельном для себя рубеже вооруженный до зубов отряд фашистов, — так вот, фильм с известным наперед сюжетом властно хватает меня с первых же кадров за горло. И уже не отпускает до конца сеанса.

Двухчасовая картина Давлетьярова не спорит с фильмом Ростоцкого, не опровергает его, но и не следует буквально в проложенном им русле. Это вообще не ремейк старых экранных «Зорь», это действительно новая экранизация знаменитой повести Бориса Васильева. С иной, нежели у фильма Ростоцкого, экспозицией, с иначе прочитанными и замечательно поставленными сценами-ретроспекциями, погружающими в довоенную жизнь героинь, с иным ритмом повествования, иным монтажом, иным — так и хочется сказать — голливудским размахом съемок. Новые «Зори», снятые в глухих карельских лесах с применением самых последних экранных технологий, обрели, как мне кажется, эпичность, современную кинематографическую форму, не потеряв при этом свойственную повести пронзительную человечность.

В первых торопливых откликах в социальных сетях странно мне было читать вопросы от иных посмотревших фильм коллег: а где новые смыслы, в чем месседж, «послание к человеку» нынешних «Зорь», о чем вообще они? Ответ прост. В общем, о том же, о чем и фильм Ростоцкого, о чем и книга Бориса Васильева. О красоте подвига. О величии жертвенности во славу Родины. О страшной цене, заплаченной нашим народом за победу. О вечной вине живых перед павшими. О миллионах не только мужчин, но и женщин, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной, о миллионах не рожденных ими детей. О том, что погибшие девушки, как говорит в фильме старшина Васков в точном исполнении Петра Федорова, могли бы нарожать детишек, а те — внуков и правнуков. А теперь не будет этой живой человеческой ниточки, перерезанной фашистским ножом...

Да, фильм Давлетьярова не открывает новых смыслов, новых подходов в освоении военной темы в кино. Да и было бы странно ожидать этого от экранизации постранично известной книги, опубликованной 45 лет назад. Я бы тоже предпочел, чтобы кинематографисты обратились не только к советской литературной классике, но и к недавним книгам о войне. Например, к исповедальному роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Но, видимо, время для экранизации этой великой, не до конца осмысленной нами эпопеи еще не пришло.

Но, с другой стороны, еще одна экранизация старых проверенных «Зорь» — это ведь и не фильм-однодневка к дате, хотя внешне ситуация может выглядеть именно так, не торопливая халтура, чтобы освоить бюджет. Это мастерски выстроенное, динамичное и яркое, эмоционально захватывающее кино, у которого, я уверен, найдутся многочисленные и благодарные зрители. Я видел, как через несколько рядов от меня весь сеанс с заплаканными лицами сидели молодые девушки, оказавшиеся, как позже выяснилось, студентками московского творческого вуза. Их слезы для меня стоят дороже, чем утонченная ирония некоторых высокомудрых коллег.

Хорошая литература заставляет расти, тянуться вверх. Ренат Давлетьяров, рискнув взяться за прекрасную военную повесть Бориса Васильева, уже однажды удачно экранизированную, что многократно усложняло его задачу, из поставщика коммерческих пустячков на этой картине превратился в серьезного, зрелого режиссера. Не все, скажем прямо, ему удалось в фильме, снятом в условиях жесточайшего цейтнота. К сожалению, назойливо, а то и агрессивно звучит в фильме музыка, финал истории — уже после того, как Васков приведет в деревню пленных немцев, — словно лишается режиссерской энергии, а титры и вовсе тонут в неуместной эстрадной песне про тихие зори. Подозреваю, не все молодые актрисы, отобранные Давлетьяровым для ролей девушек-зенитчиц из тысячи (!) претенденток, смогут выдержать в глазах зрителей постарше сравнение с замечательными актрисами Ростоцкого.

Это серьезные упущения, но главное все-таки в другом: теперь вместо одного хорошего фильма под названием «А зори здесь тихие» у нас их будет два. Как есть, скажем, две «Звезды» по повести Эммануила Казакевича — 1949 года в постановке Александра Иванова и 2002 года в постановке Николая Лебедева. И они прекрасно уживаются и по-своему дополняют друг друга. Надеюсь, так произойдет и с «Тихими зорями», которые выйдут на экраны страны 30 апреля в количестве 1,5 тысячи копий.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?