В Израиле есть все: Иерусалим – для молитв, Тель-Авив – для жизни и Мертвое море – для здоровья
В мире существуют тысячи мест, где можно идеально встретить, например, Новый год. Но идеально встретить православную Пасху можно только в Иерусалиме. А поскольку в этом году Пасха удачно совпадает с майскими праздниками, стоит провести все эти долгие каникулы в Израиле. Поверьте, вам будет чем заняться.
Панорама Иерусалима, если разглядывать ее с Елеонской горы, кажется нагромождением сожженных солнцем пыльных камней, окружающих золотой купол мечети Аль-Акса. Но вы обязательно полюбите город, когда проникнете внутрь. Иерусалим загипнотизирует вас – все-таки ему 3 тысячи лет.
Впрочем, древние стены Иерусалима часто оказываются обманкой. Например, весь еврейский квартал в исторической части города был разрушен иорданцами в период между 1948 и 1967 годами. Так что теперь здесь один лишь стилизованный под седую древность новодел. А на Виа Долороза, крестном пути, особым образом отмечены девять остановок Христа (остальные пять – непосредственно в храме Гроба Господня). Но кого смущает, что отпечаток руки Спасителя запечатлен на здании, названном домом Симона Киринеянина (он помог Христу нести крест), а ведь этой постройке всего 500 лет…
Но в Иерусалиме веришь легендам как дитя, потому что в этом месте начинает в полную силу работать воображение, и ты легко представляешь судьбоносные события. Вот здесь царь Давид случайно увидел нагую Вирсавию. А тут он отправляет ее мужа Урию на войну, в самую горячую точку, чтобы Вирсавия наверняка овдовела. Вот Соломон строит первый израильский храм – фантастическое сооружение, которое назовут его именем. А вот Елена Равноапостольная закладывает первую церковь Гроба Господня.
Как известно, главный христианский храм разделен между шестью конфессиями: католической, армянской, коптской, сирийской, эфиопской и ортодоксальной греческой. У каждой – свои приделы и часы для молитв. Все очень тесно, нервно и поэтому чревато конфликтами. Чтобы подобного не произошло, еще в 1192 году было принято мудрое решение: не отдавать ключи от храма какой-то одной конфессии, а передать их третьей стороне – мусульманской семье, живущей в Иерусалиме. А открывать храм имеет право представитель другой мусульманской семьи. Надо ли говорить, что почетную миссию в обеих семьях передают из поколения в поколение по мужской линии…
Если Иерусалим – город для молитв и духовного поиска, то Тель-Авив – для жизни. Здесь лучший в Израиле рынок Кармель, прекрасные супермаркеты и бутики, рестораны, где кошерные продукты подаются в очень светском оформлении. В общем, это мегаполис с идеально налаженной инфраструктурой. Хотя мегаполис весьма условный: население Тель-Авива всего 404 тысячи человек.
А что же в Тель-Авиве интересного? – спросите вы. Во-первых, крайне интересен его пригород Яффо, что в переводе означает «красивый». В отличие от Тель-Авива, основанного лишь 104 года назад, порт Яффо существовал, кажется, всегда. Во-вторых, именно в Тель-Авиве, пафосно говоря, бьется пульс всей страны. Здесь вы почувствуете самые честные эмоции и услышите самые сочные выражения. Причем услышите на родном языке: «бывший наш народ» в Израиле, конечно, не на четверть, как пел Высоцкий, но 1/6 населения точно. В-третьих, ко всем этим прелестям Тель-Авива прилагается увесистый бонус в виде Средиземного моря. Причем очень теплого, потому что мелкого. Немногие города могут похвастать этим: обычный цейтнот, бизнес-ланчи, небоскребы – а рядом шикарный песчаный пляж и ласковые волны.
Самое живое общение – без переводчиков. Самый краткий способ узнать суть – чтение первоисточников. Так вот, Израиль – это и есть первоисточник в самых разных смыслах.
Например, науку талассотерапию придумали на Атлантическом побережье Франции. Но на берегах Мертвого моря целебной грязью натирались и лечились всегда. Грязетерапию можно получить диким способом – обмазаться на общественном пляже, а потом отснять много разных сюжетов о себе. А можно поселиться в пятизвездочном отеле, платить в сутки 200 евро плюс стоимость спа-услуг – тогда той же грязью вас будут натирать прекрасные медсестры. Они же будут делать пилинг из крупной соли и оливкового масла (такой скраб делается самостоятельно за пару минут и 2 евро), а также наполнять вам ванны водой из Мертвого моря, которая – вот она, в двух шагах, разлита до самого горизонта. То есть до Иордании.
Кроме того, «пятизвездочники» Мертвого моря – скучное место. Их постояльцы говорят исключительно о своем самочувствии и спрашивают вас о вашем. Активно обсуждаются состояние «мертвой» воды, купальники отдыхающих и обеденное меню. Но это так уютно – искренне интересоваться составом закусок на столе; лежать овощем, пока тебе делают антицеллюлитное обертывание, и не иметь ну никакого повода для стресса! Так что неделя на Мертвом море может прибавить вам целый год жизни.
По пути из Иерусалима на Мертвое море стоит совершить экскурсию в самую героическую израильскую достопримечательность – Масаду (на иврите «мецада» – крепость). Эта крепость отлично сохранилась для своих 2038 лет. Масада расположена на обширном плато на вершине скалы, что стоит посреди Иудейской пустыни. На первый взгляд, крепость совершенно неприступна. Однако со стороны моря наверх ведет узенькая тропа – ее называют Змеиной, а 40 лет назад там построили канатную дорогу, и добраться до крепости стало совсем легко.
Масаду построил в 25 году до н.э. Ирод I Великий – тот самый царь, который учинил избиение младенцев. Ирод I всюду видел врагов и страшно боялся заговоров, так что Масада была задумана как супернадежное укрытие для него и его семьи.
В конце 60-х годов н.э. евреи подняли восстание против римлян, началась долгая и кровопролитная Иудейская война. В 70 году в Масаде укрылись почти 1 тысяча человек – это были представители самой отчаянной группировки восставших евреев, сикарии со своими семьями. Три года сикарии удерживали Масаду от атак римлян. Те уже давно победили в Иудейской войне, и крепость оставалась единственной независимой точкой на карте тогдашнего Израиля.
Поскольку штурмом Масаду взять было невозможно, римляне выбрали довольно странный способ: они стали строить вал, по которому могли бы подняться с равнины к крепости и захватить ее. Строительство длилось три года. На работах задействовали 9 тысяч рабов – кстати, в основном иудеев. Сикарии, наблюдавшие за тем, как с каждым днем растет этот гигантский вал, понимали, что они обречены. Когда же римляне добрались до стен Масады, евреи сделали вот что (это подробно описал знаменитый историк Иосиф Флавий). Сикарии бросили жребий и выбрали таким образом 10 человек, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей. Затем один из этих десяти (кто – тоже решал жребий) убил остальных и покончил с собой. Обо всех этих жутких подробностях, так же как и о жизни крепости в осаде, рассказала одна уцелевшая женщина, которая успела спрятаться в суматохе самоубийственной резни. Так римляне заняли Масаду, но не победили ее защитников.
Сегодня Масада – не только туристическая достопримечательность, но и полноценная национальная святыня. Сюда привозят на экскурсии школьников. Здесь даже проводят бар-мицвы и бат-мицвы – ритуалы, означающие религиозное совершеннолетие мальчиков (в 13 лет) и девочек (в 12 лет).