ТРАГЕДИЯ НА ЛЬДУ ОЗЕРА КОРПИЯРВИ

В апреле исполняется 30 лет трагическому событию, обстоятельства которого не выяснены до сих пор. Южнокорейский пассажирский самолет, выполнявший рейс из Парижа в Анкоридж, пролетая над заполярной Канадой, вдруг резко сменил курс и на-правился в сторону СССР. Над территорией Союза он был сбит самолетом-перехватчиком. Причины трагедии до сих пор не названы.

Командир экипажа привык к тому, что апрельские, залитые солн-цем многолюдные улицы Парижа через несколько часов полета сменялись бескрайними северными ледовыми просторами. "Боинг-707" южнокорейской авиакомпании "Кориан Эйр Лайнс" выполнял обычный рейс из Парижа в Анкоридж. Его путь пролегал над восточным побережьем Исландии, Гренландии и арктического архипелага Канады.
Из Орли вылетели 20 апреля 1978 года в 14 часов 40 минут по московскому времени. На борту самолета находились 97 пассажиров.
Часов через семь полета командир спросил штурмана:
- Что под нами?
- Все о'кей. Гренландия, - ответил тот. А несколько минут спустя закричал:
- Вижу военный самолет!
- Какие опознавательные знаки?
- Красные звезды.
- Это же Советы!
Лайнер уже пересек не только границу территориальных вод, но и побережье Кольского полуострова, и пролетел над секретными объектами противовоздушной обороны СССР.
И вдруг прозвучал взрыв. Пассажиров вытряхнуло из кресел. Самолет стал падать.
Цель уничтожить!
Объект на экранах радара на Кольском полуострове впервые зафиксировали в 20 часов 54 минуты. Сначала просто наблюдали, а когда объект нарушил границы воздушного пространства СССР, на перехват вылетел капитан Босов. Он подлетел к "Боингу", покачал крыльями, что на международном авиационном языке значило: "Следуй за мной". Но вместо этого самолет сделал крутой поворот и полетел в сторону Финляндии, до границы оставалась всего пара минут. И тогда Босов получил такую команду: "Цель уничтожить!" В 21 час 42 минуты он выпустил бортовую ракету, целясь не в фюзеляж, а в крыло самолета.
Самолет потерял левое крыло, но не рухнул наземь. Еще сорок минут он летал кругами, вырабатывая запас керосина и выбирая место для посадки. И хотя было уже совсем темно, экипаж "Боинга" выбрал удлиненное озеро Корпиярви и сел, подмяв под себя несколько молодых сосенок и уткнувшись носом в небольшое возвышение на льду. Так он и остался лежать, наклонившись на обрубок левого крыла.
Переведите: все арестованы
К "Боингу" уже пробирались военные. Первым на борт вбежал прапорщик. Красный, шапка сбилась набекрень. На него с ужасом смотрели пассажиры: мужчины в легких рубашках, женщины в платьях и туфельках. Как потом они расскажут, прапорщик был точь-в-точь таким, какими показывали советских военных в западных пропагандистских фильмах.
- Кто-нибудь говорит по-русски? - закричал он.
Поднялись две девушки. Они учились в университете Патриса Лумумбы и понимали язык.
- Тогда переведите: все арестованы!
Двое пассажиров погибли от осколков. Остальных эвакуировали. Командира не могли несколько минут оторвать от штурвала, столько физических и моральных сил он потратил на посадку. Советские специалисты оценили его профессиональный уровень как высочайший. Позже летчик, посадивший на одном крыле самолет, который был сбит на высоте 10 тысяч метров, получил награду от "Боинга".
Умысел или случайность?
Следователя КГБ Валерия Десяткова разбудили ночью, и уже через несколько часов он был на месте происшествия.
- Это было что-то нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро во льду и огромный лайнер на нем. С вертолета я и сделал вот этот снимок. - Валерий Михайлович протягивает мне историческую фотографию. - Мы поднялись на борт. Никого - пассажиров уже вывезли. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолет стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь носом и через уши.
Во второй половине дня 21 апреля на место происшествия прилетела бригада из Москвы. Такого количества высших офицеров ВВС, ПВ и КГБ маленький карельский городок не видел никогда. Все западные СМИ уже сообщили: "Советы сбили гражданский самолет!"
- Как следовало поступить с обычным гражданским самолетом?
- Сначала необходимо было выпустить зеленую ракету, затем красную, только потом зайти в поле зрения нарушителя и покачивать крыльями, предлагая совершить посадку. Я лично допрашивал штурмана экипажа Ли Кын Ши, - рассказывает Валерий Десятков. - Он уверял, что никаких ракет не было - он увидел только военный самолет, и через мгновение прозвучал взрыв.
Кто-то из московских гостей в ответ на сообщения западных СМИ предложил версию: мол, в "Боинг" попала молния. Но уж слишком непохожими на удар молнии были последствия взрыва - оторванное крыло, продырявленный бок...
Высокая комиссия так и не ответила на вопрос о том, что стало причиной трагедии. Членов комиссии смущала необычная траектория полета. После Исландии самолет в течение трех часов сделал десять поворотов вправо и залетел на сотни километров вглубь Мурманской области.
- Штурман рассказал на допросе о неполадках с гидроскопическим полукомпасом, - продолжает Десятков. - Из-за него самолет и сбился с курса. К тому же он вовремя не подключил его к автопилоту, а естественное смещение солнца по горизонту упустил из виду.
- Вы ему поверили?
- У меня не было оснований не верить. Никаких причин разведывательного характера не было выявлено. Я уверен, что южно-корейский "Боинг-707" был обычным гражданским самолетом.
- А мог кто-то из пассажиров подстроить подобную ситуацию?
- Мы проверяли и такую версию. Я допрашивал старшего стюарда, отвечавшего за безопасность. Каждого человека перед посадкой досматривали очень внимательно. Ничего лишнего не обнаружили. Думаю, это все были самые обычные пассажиры. Просто им не повезло.
Пять лет спустя, в 1983 году, другому южнокорейскому "Боингу" той же компании "Кориан Эйр Лайнс" не повезло еще больше. Он отклонился вглубь советской территории на сотни километров в районе Дальнего Востока. И тогда советский летчик-перехватчик целился уже не в крыло. Лайнер рухнул прямо в Тихий океан. Погибли 269 человек. В чем была причина отклонения от курса - загадка. И эта история из-за числа жертв уже обернулась для СССР мировым скандалом.