Главная Культура 00:15 24 Марта 2017 3694
Филармония и «Роснефть» открывают дверь в искусство

Дирижер Юрий Темирканов - о меценатстве в современной России

Наталья Зацепина

Заслуженный коллектив России — Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича во всем мире считается одним из культурных символов нашей страны. Только что коллектив с громадным успехом провел большие, протяженностью в месяц, гастроли по США, а уже 27 марта долгожданных гостей из Северной столицы ждут в Москве, где они откроют в Большом зале Консерватории традиционный VIII фестиваль имени Мстислава Ростроповича. В программе — музыка Сибелиуса и Равеля. Успехи коллектива — это результат многих слагаемых, где наряду с талантом музыкантов и мощными художественными традициями оркестра значительную роль играет и общественная поддержка, и поддержка со стороны бизнес-структур. И исключительное значение здесь имеют традиционные связи оркестра с лидером российской деловой жизни — компанией «Роснефть». «Труд» попросил рассказать об этом сотрудничестве многолетнего художественного руководителя и главного дирижера заслуженного коллектива, художественного руководителя и директора Санкт-Петербургской филармонии Юрия ТЕМИРКАНОВА.

Вам наверняка приходилось слышать, что артисту думать о деньгах не пристало, искусство и бизнес несовместимы: Что вы скажете на этот счет?

— Полагаю, что приведенное вами утверждение глубоко ошибочно. Конечно же, главное профессиональное, жизненное устремление артиста — думать о своем искусстве. Но ведь для этого искусства должны быть созданы необходимые условия. Прекрасно, когда в стране большое внимание уделяется решению экономических и социальных проблем. Но это далеко не все, что требуется для того, чтобы общество считалось успешным и полноценным. Культура, искусство — важнейшие компоненты общественной жизни, без которых она так же невозможна, как без роста экономики. Бизнес и искусство не просто совместимы, они должны находиться в тесной взаимосвязи.

Убежден, что бизнесмены должны думать не только о прибыли, но и о будущем своей страны, чувствовать ответственность перед подрастающим поколением. Вступая в партнерские отношения со сферой культуры, бизнес не просто финансирует отдельные культурные проекты, но влияет на формирование общества в целом.

Исторически сложилось так, что настоящее искусство в России, да и вообще в мире, никогда не существовало как коммерческий проект. Оно не может быть самоокупаемым, а уж тем более прибыльным. Однако вспомним ту громадную роль, которую для русской музыки сыграла поддержка со стороны мецената Митрофана Беляева, или знаменитую Частную оперу Саввы Мамонтова, в которой впервые заблистала артистическая звезда Шаляпина. Так было, так есть: искусству необходима поддержка бизнеса, а бизнес не может быть самодостаточным и полноценным без существования культуры. Хорошим примером здесь могут послужить сложившиеся отношения «Роснефти» и Петербургской филармонии, которые основаны на общем понимании смысла партнерства между культурой и бизнесом.

— С чего началось сотрудничество Санкт-Петербургской филармонии и НК «Роснефть»?

— Все началось с глубокого взаимного уважения и крепкой дружбы с Игорем Ивановичем Сечиным, главой компании. А если говорить глубже, то, как я уже сказал, наше сотрудничество основано на общих взглядах в вопросах развития культуры и искусства и его значения для дальнейшего развития нашей страны.

— Какие совместные крупные проекты осуществлены за это время?

— Самый масштабный и значимый проект — это Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств». Благодаря поддержке «Роснефти» мы имеем возможность приглашать в Петербург ведущих мировых исполнителей. Например, на недавнем, XVII фестивале «Площадь Искусств» наряду с выдающимися отечественными артистами Денисом Мацуевым, Сергеем Юрским и другими мастерами выступили прекрасные немецкие музыканты — Берлинская академия старинной музыки и обладатель «Грэмми» баритон Дитрих Хеншель, скрипачка Юлия Фишер, а также легендарная французская певица-сопрано Натали Дессей...

Наряду со звездами мировой величины мы считаем необходимым включать в программу концерты молодых и даже совсем юных исполнителей, для которых мы с «Роснефтью» таким образом открываем двери в профессиональную музыкальную жизнь. Так, на нашем прошлогоднем фестивале выступил с виртуозной сольной программой обладатель Гран-при Первого международного конкурса Grand Piano Competition Александр Малофеев. Он совершенно покорил публику исполнением музыки Шопена, Метнера, Прокофьева, Рахманинова. А ведь молодому пианисту всего пятнадцать лет!

Еще одним важным аспектом нашего сотрудничества с «Роснефтью» является гастрольная деятельность. Оркестр филармонии дает около сотни концертов в год за рубежом. Я считаю этот вид деятельности особенным — музыка, ее живое исполнение позволяют мгновенно преодолеть все границы, непонимание, настороженность в отношениях. Поэтому теплый прием, который нам обычно оказывает иностранная публика, я считаю нашей успешно выполненной гуманитарной миссией и горжусь тем, что во всех афишах и программах напечатано: партнером филармонии является «Роснефть».

Традиционно оркестр дает концерты на главных мировых площадках — это миланский театр Ла Скала, Лондонский Альберт-холл, парижский Театр Елисейских полей, Карнеги-холл в Нью-Йорке: Билеты на наши выступления раскуплены задолго до концертов. Мне всегда приятно видеть полные залы. Понимая всю возложенную на них ответственность, музыканты играют особенно ярко, чувствуется их абсолютная отдача.

— Какие из осуществленных проектов особенно дороги лично вам и почему?

— Я не могу выделить что-то одно, это слишком сложно. Каждый концерт мне по-своему дорог, ведь у любого из них своя история и настроение. Сегодняшний зритель отличается от завтрашнего, а игра музыкантов каждый раз наполняется новыми оттенками. Благодаря этим ярким составляющим концерты и остаются в нашей памяти.

— Что запланировано филармонией на 2017 год?

— В афише года не только традиционные концерты классической и современной академической музыки, но и джазовые программы, вокальные и поэтические вечера. Из наиболее ожидаемых мероприятий особо хочется отметить фортепианный вечер Григория Соколова, который пройдет 16 апреля. Правда, билеты уже давно раскуплены — ведь этот всемирно прославленный представитель петербургской школы дает в России только один концерт в год и только на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии.

В этом году также много гастрольных поездок — США, Великобритания, Франция, Италия, Испания: Но это совсем не значит, что мы не будем выступать дома. Так, 4 мая буду рад видеть вас на нашем концерте с пианистом Рудольфом Бухбиндером в качестве солиста. В этот вечер заслуженный коллектив России исполнит произведения Брамса и Чайковского. В октябре ожидается выступление швейцарского дирижера Шарля Дютуа и фортепианный концерт Николая Луганского.

И, конечно же, в декабре состоится традиционный фестиваль «Площадь Искусств». Мы готовим интересную программу. Уже сейчас могу сказать, что именно на нашем фестивале состоится долгожданное событие — концерт одного из лучших пианистов современности Евгения Кисина. А там уже готовятся к претворению в жизнь интересные планы на 2018 и даже на 2019 годы. Так что мы рассчитываем на продолжение нашего сотрудничества с нашим главным партнером — «Роснефтью».

— Подытоживая: как бы вы в нескольких словах оценили партнерство филармонии и «Роснефти»?

— Отношения между нами складываются так же, как и отношения между людьми. Только люди, доверяющие друг другу, могут добиться успеха в общем деле. Так и наше партнерство выстраивается на принципах открытости, надежности и взаимного доверия. Уверен, эта основа сохранится и в будущем.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36457
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8292
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5045
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4122
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4039
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...