Редкий художник был так успешен в творчестве и счастлив в личной жизни, как Айвазовский. А его работоспособность вообще уникальна. Уже в преклонном возрасте Иван Константинович, проживший 83 года, подсчитал количество созданных им полотен – 6 000. Скорей всего, однако, это только те, что были приобретены представителями императорской фамилии, коллекционерами, меценатами. То есть, в реальности создано им было гораздо больше.
Часть его огромного наследия до поры оставалась малоизвестной поклонникам живописи. Хотя, казалось бы, что мы не знаем про Айвазовского - этого «русского армянина», родившегося в Феодосии, прожившего там всю свою долгую жизнь, и там же похороненного в им самим спроектированном семейном склепе у стены храма, возведенного на его средства? Он одинаково любим и близок, как профессионалам, так и неискушенным любителям. Его работы считали за честь иметь у себя великие князья и земляки с Кавказа, упорно продолжавшие именовать его Ованесом Айвазяном.
К слову, в армянских домах по сию пору находят подлинные произведения мариниста. В основном, небольшие сепии (от греческого слова «каракатица», светло-коричневое красящее вещество; художники использовали его в виде акварельного пигмент). Сепия была любимой графической техникой Айвазовского. Что в итоге получалось, можно увидеть до 10 марта 2017 года на открывшейся в Корпусе Бенуа Русского музея масштабной экспозиции, приуроченной сразу к трем знаменательным датам. Это - грядущее летом наступающего года 200-летие самого мастера; 320-летие со дня основания Флота России; и 110-летие нашего подводного флота. Как всё удивительно сошлось!..
Русский музей открыл свою выставку гениального мариниста вслед за Третьяковской галереей. Там, в Москве, она уже завершилась, здесь, в Петербурге, только стартовала. Сразу появился вопрос: просто место действия поменялось?
«Данте и художник», 1883 год
Нет, наша экспозиция ни в чем не повторяет столичную, она по-своему хороша и оригинальна, - ответил «Труду» Виктор Гусев, директор крупнейшего в России хранилища русской живописи. – Помимо тех полотен Ивана Айвазовского, которые хранятся в нашем музее, а их более 50, и это самые знаменитые полотна, такие как «Волна», «Девятый вал», на нынешний вернисаж были присланы малоизвестные широкому зрителю картины из Феодосийской галереи и Музея-квартиры художника в Феодосии. Впервые за всю историю покинули кабинеты Адмиралтейства и две картины, созданные Иваном Константиновичем по заказу Главного морского ведомства, в котором он официально служил: «Морское сражение при Ревеле», и «Морское сражение при Выборге», обе были написаны в 1846 году. Откликнулись и многие коллекционеры. Но я бы не хотел говорить сейчас о соперничестве с московскими коллегами. Мы делаем с ними одно дело, знакомя своих сограждан и гостей России с великим художником, прославившим страну на весь мир.
И все-таки не уйти от сравнения. В Третьяковке не было графики гениального мариниста. Она в большинстве своём тоже «морская». Тут и «Бурное море», и «После бури», и «Вид Константинополя с Босфора». Но вдруг и чисто «земные» - «Фонтан в Старом Крыму», «Монастырь на острове Патнос»… Нет ни бурлящих потоков ниспровергающих всё на своем пути взбешенных волн, ни тонущих кораблей с разорванными парусами. А смотришь с тем же внутренним волнением, что-то притягивает в том старинном фонтане – может, беседка над ним? По преданию в ней отдыхала Екатерина Вторая. Одна ли? И эта фонтанная водица – говорят, возвращающая молодость….
Устроена выставка в Корпусе Бенуа таким образом, чтобы во всей полноте раскрыть дарование и личность художника, прославившегося своей плодовитостью. На одной половине выставочного комплекса – всё, что касается морских баталий. Айвазовский был крупным чиновником в ранге действительного тайного советника, штатным живописцем Главного морского штаба императорской России. Отсюда в экспозиции, помимо картин, – корабельные пушки, рында, Андреевский флаг, части корабельной оснастки(всё подлинное), а также скульптуры видных отечественных флотоводцев – Лазарева и Макарова. Всего около 100 произведений из общего числа 250. На другой половине – Айвазовский – портретист, пейзажист, автор гравюр и видов тех городов и дворцов, в которых побывал.
Он много где побывал. В том числе, в США. Отправился туда с любимой женой, как говорил, на полгода-год, а вернулся уже через два месяца. Скучно! Картин с собой в поездки ближние и дальние никогда не брал, писал их на месте. В Америке за два месяца создал десять крупных полотен. Спрос на них был ажиотажный. Продал все там же за 25 тысяч долларов – баснословная по тем временам сумма. Почти всю, вернувшись домой, истратил на нужны родного города. Именно тогда появился в Феодосии водопровод, железнодорожная ветка до Джанкоя, были выделены средства на раскопки, в результате которых найдены уникальные артефакты греческих поселений Северного Причерноморья.
При жизни у него прошло 55 персональных выставок – абсолютный мировой рекорд среди художников! Некоторые из них, завершившись в одной стране, переезжали затем в другую. Он был самым желанным и востребованным у коллекционеров. Как, собственно, и сейчас. Известно, что каждую неделю на планете продается не менее полутора десятков работ русского гения живописи.
«Мой постоянный труд восторжествовал», - написал он как-то другу. Интересно, чтобы сказал сейчас, узнав, что в Москве выставку его работ посмотрели без малого 600 тысяч человек – фантастическая цифра для временной экспозиции? И как бы отреагировал на предварительную запись на билеты, открытую в преддверии вернисажа в Петербурге?