Наконец-то лучший бомбардир отечественного футбола Александр Кержаков получил шанс выйти на поле! После долгих месяцев простоя его арендовал «Цюрих». Тоже не фонтан: в чемпионате Швейцарии клуб барахтается на дне, но все же какая-никакая игровая практика... А до этого действующий игрок питерского «Зенита» Кержаков на поле не появлялся, от команды был отлучен, жил и самостоятельно тренировался в Москве. Причина? Размолвка с зенитовским тренером Андре Виллаш-Боашем, дошедшая до точки: «Или я, или он». Подобные междоусобицы в российском футболе происходят, увы, очень часто, увеча карьеры и судьбы.
Конечно, не от хорошей жизни Кержаков вынужден был хоть как-то поддерживать форму в медцентре московского «Локомотива». В Петербурге Виллаш-Боаш категорически запретил форварду вход на клубную базу. И это при том, что у Александра на руках действующий контракт с «Зенитом» на весьма круглую сумму.
О конфликте тренера и форварда заговорили год назад, после того как Боаш не позволил травмированному Кержакову поехать с командой на матч во Францию. Игрок язвительно комментировал решения тренера, а питерские фанаты из матча в матч скандировали с трибун имя живой легенды «Зенита». Но Виллаш-Боаш на это сумрачно заметил: «Возможности выйти на поле не появляются потому, что кто-то поет песни на трибунах. Футбол — это серьезная работа и самоотдача». Впрочем, все подробности ссоры мы узнаем в следующем году, когда Виллаш-Боаш, отработав контракт, покинет «Зенит» и разговорится. Боссы клуба относятся к опальному форварду с сочувствием, но пока тренер несет золотые яйца в виде побед в Лиге чемпионов, его позиции незыблемы.
Похожим образом развивалась ситуация в «Спартаке», когда его возглавлял Валерий Карпин. Он не церемонился с игроками, в чем смогли убедиться Артем Дзюба и Динияр Билялетдинов. Первого Карпин отправил скитаться на правах аренды в провинциальные клубы. Наездившись по стране, Дзюба дал волю языку: «Карпин невзлюбил меня с первого дня... чуть ли не угрожал... даже если я забивал, высказывал недовольство». На что тренер ответил коротко, но емко: «Когда я слушаю или читаю Дзюбу, мне хочется плакать». Интересно, что пикировки в прессе продолжаются и сейчас, когда Дзюба вырос в признанного голеадора. На четыре гола, забитые Артемом в матче за сборную, Валерий Георгиевич только хмыкнул: «Лихтенштейну, у которого еще и игрока удалили, забить — разве это показатель? И разве он забил 25 голов?»
А в конфликте с Билялетдиновым виноваты... весы. По словам Динияра, Карпин потребовал от него сбросить после отпуска 3 кг лишнего веса, но, когда игрок выполнил задачу, тренер поднял планку до 5 кг. За «недостачу» Билялетдинова обложили штрафом. «Я при всей команде возразил ему. Состоялся разговор на повышенных тонах. Потом я четыре месяца сидел без игрового времени», — вспоминал футболист.
По крутости нрава среди наших тренеров с Карпиным может сравниться разве что Станислав Черчесов. Почти на каждом месте работы у него возникали непримиримые разногласия с игроками. В «Динамо» Черчесов получил в подопечные неуживчивого Игоря Денисова. И нашла коса на камень! «Я тебя ни за человека, ни за тренера не считаю», — услышал в свой адрес Станислав Саламович. И предложил игроку «разобраться по-мужски». Впрочем, все закончилось не дуэлью, а дублем, куда отправили Денисова. Но в «Динамо» в итоге удержался именно Денисов, а Черчесов сейчас бороздит просторы Польши, где нашел новую работу.
Нечто подобное со Станиславом Саламовичем уже случалось в «Амкаре», где тренер сцепился с легионерами из Болгарии Пеевым и Сираковым и попытался выставить обоих из команды. Но покинуть Пермь пришлось Черчесову, а болгары остались (Пеев играет и поныне). Еще раньше Станислав учинил революцию в «Спартаке»: после разгрома от ЦСКА в 2008-м со счетом 1:5 спровадил в дубль лидеров команды — Егора Титова и Максима Калиниченко. Скандал вышел колоссальный: фанаты встали на сторону игроков, в поднявшейся буре не уцелели ни футболисты, ни сам Черчесов — «Спартак» покинули втроем...
Тут сработала и определенная спартаковская традиция вышибать из команды лидеров. Вспомним хотя бы Андрея Тихонова, отчисленного в 2000-м за пререкания с тренером Олегом Романцевым. Любимца болельщиков, так много сделавшего для клуба, не пускали на базу в Тарасовку и не вручили завоеванную чемпионскую медаль. В 2004 году пришел черед Дмитрия Аленичева: покритиковав тогдашнего тренера Старкова, он лишился 90% зарплаты и разрешения тренироваться даже с дублем.
Не избежал подобных междоусобиц и «Локомотив». Достаточно вспомнить 2007 год, когда Анатолий Бышовец отчислил из команды ее признанных лидеров Вадима Евсеева и Дмитрия Лоськова. «Бышовец может простить игроку все, кроме одного: если тот умнее тренера», — сетовал тогда разозленный Лоськов.
Пожалуй, единственным российским топ-клубом, где (тьфу-тьфу!) обходится без скандальных размолвок, является ЦСКА. Лидеры команды Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич, братья Березуцкие не снимают красно-синие футболки второе десятилетие. Там спорят, ссорятся, но до края не доводят. Как-то в сезоне-2008 тренер Валерий Газзаев придумал взвешивать игроков каждое утро. Игнашевичу это не понравилось, и он спрятал весы. Газзаев решил проучить шутника как следует, наказав ему подыскивать себе новую команду. Игнашевич в ответ шутить не стал, собрал вещи и поехал в аэропорт. В дело вовремя вмешались Акинфеев и братья Березуцкие: им удалось примирить обе разгневанные стороны, и ссора сошла на нет. Всегда бы так!