У главы Крыма Сергея Аксенова сдали нервы. Выступая в Москве на круглом столе «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций», господин Аксенов заявил, что в республику «до сих пор не было перечислено ни копейки» из средств, предусмотренных на нынешний год федеральной целевой программой (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». И предложил передать местным властям полномочия по расходованию средств федерального бюджета без согласования с российским правительством и министерствами.
Фактически так или почти так — «эксклюзивно» — в 2000-2012 годах выделялись дотации Чечне на восстановление разбомбленной республики. Федеральный центр рассматривал заявки из Грозного, утверждал согласованную сумму, а распоряжались деньгами чеченские власти.
Крыму такой вольницы не дали. Еще в августе прошлого года при утверждении ФЦП по Крыму дотошные чиновники российского Минфина обнаружили, что сметы некоторых работ, составленные местными специалистами, были завышены, порой и вдвое. Сегодняшнее недофинансирование, как говорят в федеральном правительстве, имеет аналогичные причины. В качестве примера приводят постоянно меняющиеся обоснования стоимости строительства объектов, низкое качество инвестиционного проектирования, завышенные цены. Так, стоимость одной из автодорог по проекту, предоставленному правительством Крыма, составляла 4,2 млрд рублей, а после проверки снизилась до 2,6 млрд.
Но это, согласитесь, не повод, чтобы вообще не финансировать социально-экономическое развитие Крыма. Есть целевая программа, которую федеральное правительство обязано выполнять, а не просто перекладывать ответственность на регион. Если, конечно, чиновники не пытаются таким способом сэкономить бюджетные средства и получить премии по итогам года.
Демарш Сергея Аксенова лишь подбросил веток в костер конфликта. В Белом доме заявили, что профессионализм крымских региональных чиновников вызывает серьезную озабоченность. А вице-премьер Дмитрий Козак проинформировал о поручении главы правительства провести расследование с участием Генпрокуратуры. Хотя «речи о немедленной отставке крымского руководства не идет», оговорился Козак.
Остроту постарался сгладить пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший, что, дескать, регион крупный, проблем много, но не стоит возводить это в «ранг кризиса» управления. И тем самым назвал истинную причину конфликта: кризис управления. Причем даже не на крымском уровне.
Как считают в Москве, дело не только в амбициях еще набирающегося опыта губернатора Аксенова или в высокой криминализованности Крыма (хотя федеральные власти предупреждали, что «воры в законе» всегда любили Крым, где «на 1 квадратный метр больше мафиози, чем в Италии — не в обиду тамошней Каморре будет сказано»). И сегодня на полуострове одно за другим открываются уголовные дела против чиновников различных рангов: главы администрации Феодосии Дмитрия Щепеткова и его зама Макара Макарова, руководителя Федеральной налоговой службы по Крыму Николая Кочанова, шести министров правительства Сергея Аксенова. Но куда опаснее низкая компетенция руководящих и исполнительских кадров практически во всех сферах управления.
Крымские власти тоже говорят об остром кадровом дефиците. Называется цифра: 10 тысяч специалистов, которых необходимо привлечь из других российских регионов. Однако очереди из желающих занять крымские вакансии не выстраиваются. Московские управленцы от предложений категорически отказываются: пугают санкции, из-за которых можно стать невъездным в Европу и другие страны даже на отдых, не говоря о перспективах международной карьеры. По той же причине годом раньше Москва с большим трудом собрала с миру по нитке аппарат нового федерального Министерства по делам Крыма.
Но минувшим летом ведомство расформировали за ненадобностью: не отвоевав себе место под солнцем в постоянных конфликтах с федеральными и региональными структурами, оно стало пятым колесом в телеге.
Не рвется в Крым и серьезный российский бизнес — по тем же причинам. А лишних казенных денег для Крыма в бюджете нынче нет. В прошлом году в обществе муссировались идеи всей страной скинуться на Крым, приняв закон о целевом «крымском» налоге. Но первые же соцопросы показали: россияне отвергают эти прожекты в пропорции 85:15. Что характерно, ранее такая же доля населения страны высказывалась в поддержку присоединения Крыма.
А денег Крыму требуется много, и не только на энергообеспечение (энергомост из Краснодарского края, строительство ТЭС в Тамани и мощной электростанции на самом полуострове). Нерешенной остается проблема пресной воды. Напомним: 85% потребности удовлетворялось за счет Днепра и Северо-Крымского канала. Вода шла в основном на сельхознужды, и теперь надо отказываться от имеющегося мощного аграрного комплекса или переводить его на капельное орошение по примеру Израиля. Что опять-таки невозможно без огромных инвестиций с привлечением профессионалов из-за рубежа.
Полной перестройки требует туристическая инфраструктура, оставшаяся от СССР. Но кто и на какие деньги этим займется? Три местных аэропорта — Симферополь, Керчь и Бельбек — нужно превращать в современные транспортные узлы. Из 530 крупных и средних промышленных предприятий полуострова большинство в руинах, в том числе Керченский судостроительный завод, в советское время сооружавший мегакорабли водоизмещением в сотни тысяч тонн.
На привлечение иностранного капитала здесь рассчитывать не приходится, а потому нынешний статус свободной экономической зоны Крыма без иностранных инвесторов имеет усеченный характер. Зато для отечественного бизнеса среднего масштаба полуостров может стать внутренним «налоговым офшором», но федеральные власти на такой эксперимент не решаются.
А времени на раскачку нет. Население Крыма голосовало за переход под российскую юрисдикцию в расчете на лучшую жизнь. Но пока получило лишь солидные прибавки к пенсиям и пособиям, которые уже съедает рост цен. В пассиве — блэкаут и снижение январского потока кормильцев-туристов, российские загранпаспорта, с которыми не пускают в Европу... И ко всему этому у региональных властей нет ясности, как должен плыть к своему социально-экономическому процветанию полуостров. Пока вместо ударных строек население видит грызню чиновников за право распоряжаться субсидиями и дотациями...
P.S. А ведь у России есть опыт прорывных проектов и перестройки жизни на новый лад в крупных регионах — вспомним хотя бы остров Русский — 2012 и олимпийский Сочи — 2014. Россия готовится принять мировой чемпионат по футболу с масштабным обновлением инфраструктуры 10 крупных городов с населением 15 млн человек, не считая Москвы. Но почему-то не в состоянии организовать грамотное управление реконструкцией компактного полуострова с райскими природными условиями и населением 1,3 млн человек.
Может, у нас с «консерваторией» что-нибудь не так?