Нынешней весной председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что китайская инициатива под названием «Один пояс, один путь» вовсе не является интригой Китая, как о ней отзываются некоторые за рубежом. Она направлена на создание новой платформы международного сотрудничества и нацелена на достижение взаимосвязанности политики, инфраструктуры, торговли, финансов и воли народов. А в итоге — на принесение выгоды большему числу стран и народов. «Инициатива «Одного пояса, одного пути» — это не план Маршалла после Второй мировой войны, это скорее «открытый план», — сказал Си Цзиньпин. — Китай придерживается принципов совместных консультаций, совместного строительства и совместного пользования».
Некоторые эксперты, кстати, называют «Один пояс, один путь» китайским Давосом. Авторитетно подтвердить эти слова (или опровергнуть, это уж кому что нужно) был призван Форум сотрудничества СМИ «Один пояс, один путь», организованный редакцией ведущей газеты Китая «Жэньминь жибао». На него уже традиционно приезжают руководители ведущих СМИ многих стран мира, которые получают прекрасную возможность прямого общения с местными политиками и друг с другом, да еще знакомятся с каким-либо регионом Китая.
На этот раз местом проведения форума был выбран остров Хайнань, который многие россияне хорошо знают как курорт, однако это далеко не единственная его роль на географических картах. Но об этом чуть позже. Итак, на Хайнане собрались несколько сотен участников, которые представляли более 200 СМИ из 90 стран. О том, какое внимание форуму уделяют его организаторы, стало понятно, когда на встречу с ними помимо высокопоставленных руководителей центральных властей в маленький городок Боао прибыли руководители провинций, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути», представители общенациональных и региональных СМИ, предприниматели, ученые и эксперты.
Лаконично сформулированная на английском языке тема форума в переводе на русский звучала куда более объемно: «Совместное строительство и использование, сотрудничество и обоюдный выигрыш». А целью стало обсуждение плана взаимодействия между участниками медийного рынка и путей для дальнейшего развития инициативы. Для начала участники форума получили возможность ознакомиться с экономической жизнью островной провинции.
В России думают, что Хайнань — это курорт, и только. Оказалось, что одноименная провинция включает в себя помимо «главного» острова еще и другие острова, а целиком ее территория превышает 34 тысячи квадратных километров. Для сравнения: общая площадь Москвы и Московской области немногим больше. Местное сельское хозяйство не только полностью обеспечивает жителей Хайнаня продовольствием, но и позволяет экспортировать его на материк. Здесь же, в провинции, работает крупный нефтеперерабатывающий завод компании Sinopec, крупнейшая свободная экономическая зона и даже есть... действующий космодром.
Несмотря на то что россиянам для въезда в Китай нужно получать визу, на Хайнане действуют свои туристические правила: тем, кто купил сюда тур через агентство, виза для отдыха не нужна. Наверное, поэтому русский язык считается сегодня вторым по популярности на острове после китайского. Правда, наши соотечественники хорошо освоили лишь один город — Санья, куда сегодня летает масса чартеров. Но это означает только то, что открытие для себя Хайнаня у большинства россиян еще впереди.
Инициатива «Один пояс, один путь» была задумана, чтобы связать более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки новыми торговыми путями и транспортными коридорами. В конечном итоге все должно способствовать развитию торгово-экономических отношений между этими странами и Китаем.
И это не просто благие намерения — это работает! Китайскому проекту всего пять лет. Если, согласно данным Международной организации труда, каждый год по всему миру среднее число безработных увеличивается на 2,2 млн человек, то Китай, наоборот, за этот срок создал 244 тысячи рабочих мест в мире. Полгода назад в том же Боао, выступая на официальной церемонии открытия Азиатского экономического форума, господин Цзиньпин заявил: более 80 стран и международных организаций подписали с Китаем документы о сотрудничестве в рамках этой экономической инициативы. В рабочем портфеле — строительство железных дорог Момбаса — Найроби, Аддис-Абеба — Джибути, две скоростные автодороги по экономическому коридору Китай — Пакистан, автодорожный мост Хэйхэ — Благовещенск, строительство 42 портов в 34 странах мира, в том числе в Греции, Шри-Ланке и Пакистане. Инвестиции в страны, расположенные вдоль «Одного пояса, одного пути», составили более 80 млрд долларов.
О масштабах инициативы еще раз напомнили собравшимся на Хайнане губернатор Хайнаня, партийный руководитель этой провинции Лю Цыгуй и президент газеты «Жэньминь жибао» Ли Баошань. На приеме в честь открытия форума господин Цыгуй подтвердил, что инициатива «Один пояс, один путь» превратилась из концепции в реальные деяния, стала крупнейшей международной платформой для сотрудничества и наиболее популярным общественным продуктом в мире. Господин Баошань, в свою очередь, подчеркнул, что за пять лет проведения Форума сотрудничества СМИ «Один пояс, один путь» это мероприятие получило большую поддержку от журналистов и их редакций по всему миру и дало полезные результаты.
Сам форум открылся выступлением высокопоставленных представителей центральных властей Китая. Заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Цзи Бинсюань выразил надежду, что СМИ разных стран будут сотрудничать по распространению ключевых принципов, на которые опирается инициатива «Один пояс, один путь», — мир, развитие, открытость, инновации и цивилизация. Заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПК, руководитель пресс-канцелярии Госсовета КНР Цзян Цзяньго пожелал, чтобы СМИ и дальше играли важную роль не только в информировании народов своих стран о ходе реализации инициативы, но и в ее дальнейшем продвижении и укреплении сотрудничества.
В том же ключе говорил и член Политбюро ЦК КПК, заведующий отделом пропаганды ЦК КПК Хуан Куньмин, когда встретился с основными представителями иностранных редакций, принимавшими участие в форуме. Он выразил надежду на то, что СМИ заинтересованных стран и регионов и дальше будут распространять инициативу «Один пояс, один путь» и собирать позитивную энергию взаимовыгодного сотрудничества.