Критика рынка пассажирских перевозок в России впервые прозвучала от президента Российской Федерации. Владимир Путин распорядился разрешить глобальные проблемы сферы, где на маршруты выходят неисправные автобусы, конкуренты стреляют по маршруткам, а нелегалы попадают в смертельные аварии. Ситуация в сфере пассажирских перевозок ухудшается с каждым годом, но есть и светлые стороны.
Накануне вечером, 22 сентября, нелегальная маршрутка попала в ДТП под Калининградом. Несмотря на то, что виновником аварии стал, по предварительным данным, водитель внедорожника, который выехал на встречную полосу, семерых пассажиров не вернуть. Еще девять человек оказались в больнице. Если бы пассажиры выбрали автобус, который легально шел по маршруту, они могли бы рассчитывать на страховые выплаты. За их жизни нес бы ответственность перевозчик. Здесь семьи пострадавших, скорей всего, останутся ни с чем.
Нелегальные перевозки пассажиров особенно опасны тем, что не отвечают требованиям безопасности: перевозчики используют старые автобусы, часто переделанные из грузовых автомобилей, не страхуют пассажиров, водители не проходят медкомиссию, а транспортные средства - технический контроль. Все эти неисправности ведут к одному – авариям, в которых не поможет никто.
Как писал ТРУД ранее, рынок серых пассажирских перевозок в России оценивается в миллиарды рублей. Нелегалы, дублирующие маршруты, используют автобусы, которые, зачастую неисправны. Они кладут заработок себе в карман, не заботясь о безопасности пассажиров. Иногда такая беспечность может привести к неисправимым последствиям. Но нелегальные перевозчики задабривают пассажиров, предлагая им бесплатный кофе или скидки в секс-шоп.
Еще один пример – нелегалы, курсирующие между Петербургом и Ломоносовским районом Ленинградской области по лже-маршруту № 801 «Станция метро «Купчино» - Большая Ижора». По факту нелегальных перевозок было возбуждено уголовное дело и несколько автобусов были арестованы. После этого ярким пламенем вспыхнул автобусный парк легального перевозчика на маршруте, который обслуживается компанией ООО «АТП Барс-2». В результате пожара сгорели девять автобусов, которые работают именно на этом маршруте. Ущерб составил 9 миллионов рублей.
Нелегалы пугают законных конкурентов в Ленобласти и нападением с оружием. На прошлой неделе были обстреляны автобусы с пассажирами. Стреляли из машины, которая ехала по встречной полосе, сообщает 47news. Поравнявшись с автобусами, неизвестные стали стрелять, предположительно, из пневматики, после чего скрылись. К счастью, ни один из полутора десятков пассажиров не пострадал, но автобусы компании «Транс-Балт» отправились в ремонт – боковые стекла у транспорта превратились в крошку.
Когда в отлаженную схему нелегальных перевозок вмешиваются контролирующие госорганы, то максимум, что они могут сделать сегодня – это подорвать экономическую базу, отправив автобусы на штрафстоянку и наложив крупные штрафы на владельцев транспорта за нарушение закона. Например, между многотысячной деревней Кудрово в Ленинградской области и станцией метро «Улица Дыбенко» в Санкт-Петербурге до вмешательства полиции и госорганов курсировали маршрутки, которые называли «скотовозками». В них не было привычных кресел – вдоль бортов стояли грубо сколоченные деревянные ящики из-под фруктов, а сами автобусы с завидной регулярностью выходили из строя, например, потеряв руль во время движения. Для того чтобы убрать опасный транспорт с маршрута транспортному блоку Ленобласти потребовалось продемонстрировать завидную настойчивость.
В целом, по данным «Делового Петербурга», всего рынок пассажирских автобусных перевозок в Ленобласти на 2017 год составляет около 8 млрд рублей, из них 2 млрд рублей – нелегальные перевозки. Причем участники рынка считают, что на нелегалов приходится больше – около 3 млрд рублей в год.
Больше всего нелегальных перевозчиков работает на направлении Санкт-Петербург – Кингисепп, Сланцы. А также на маршрутах Санкт-Петербург, Улица Дыбенко – Кудрово, Кировск, а также из Купчино в Пушкин, Коммунар, Большую Ижору. Почти нет нелегалов в районах, которые находятся восточнее реки Волхов.
По данным областного управления по транспорту, с начала года нелегальные перевозчики Ленобласти лишились 46 автобусов. На нелегалов наложили и крупные штрафы. Особое внимание уделяется Тосненскому, Всеволожскому, Ломоносовскому, Кировскому и Гатчинскому районам Ленобласти, пишет 47news.
По данным транспортного блока правительства Ленобласти, сегодня в регионе перевозки осуществляются по 164 межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам.