Главная Культура 13:03 23 Сентября 2015 3673
Прекрасны и опасны

В Москве с участием отечественных артистов исполнили две оперы, полные красот и убийственных сложностей

Сергей Бирюков

Обезглавлен религиозный лидер. Кровавая драма во дворце тирана… Это не из сегодняшних теленовостей, но вы угадали – Ближний Восток. И две, и три тысячи лет назад, ровно как в наши дни, он был центром тревоги человечества, постоянно притягивая к себе не только взгляды политиков и историков, но и воображение художников. И так ли уж случайно нынешний московский оперный сезон открылся исполнением сразу двух произведений из великой ближневосточной саги? Это «Саломея» Рихарда Штрауса в Новой опере и «Семирамида» Россини в программе Большого фестиваля Российского национального оркестра.

Постановка «Саломеи» – крупное и долгожданное событие в московской оперной истории. Освоение зарубежных вокальных традиций всегда было для нас нелегкой проблемой: в XIX веке «прогрессивные русские музыканты» смотрели на них как на помеху развитию отечественного искусства, а большую часть ХХ столетия страна прожила за железным занавесом. Если уж вездесущую итальянскую музыку у нас пели так, что она скорее вызывала ассоциации с родными березками, чем со средиземноморским солнцем, то что говорить о немецкой традиции с ее пренебрежением к понятию вокального удобства и предельными требованиями к физической и эмоциональной выносливости артистов. Помню, какое впечатление произвела «Саломея», услышанная в записи в середине 1960-х: казалось, ничего более хлещущего по нервам и трудноисполнимого быть не может.

Видимо, так казалось не мне одному: единственная, до сегодняшней, постановка этой оперы в Москве, в Большом театре, состоялась в далеком 1924 году.

Да что говорить, если даже «Тристан и Изольда» Вагнера, один из краеугольных камней мировой оперы, был впервые поставлен в Москве… в позапрошлом году. Кстати, той же Новой оперой. Чей музыкальный руководитель Ян Латам-Кениг похоже, взял курс на восполнение «немецкой лакуны» в столичном репертуаре. Та постановка очень порадовала – отечественные исполнители прекрасно вжились в сложнейший чувственный и интонационный мир вагнеровского оперного сфинкса.

И вот новое русское наступление в немецком направлении.

«Саломея» Штрауса по декадансной драме Оскара Уайльда о порочной иудейской принцессе, эротическим танцем выторговавшей право поцеловать отсеченную голову Иоканаана (Иоанна Крестителя), в чем-то проще, в чем-то сложнее «Тристана». Проще, потому что идет не четыре, а всего полтора часа. Сложнее – потому что и спрессованность страстей здесь в той же мере выше. Буквально все исполнители – в первую очередь сопрано Наталья Креслина и тенор Андрей Попов (Саломея и ее отчим Ирод) – работают с такой ответственностью, будто в зале сидит сам композитор. Голос Натальи способен и на высочайшую экзальтацию, и на мистическое пианиссимо. Андрей блистательно изображает злобного, трусливого и похотливого неврастеника (что в его хорошей немецкой фонетике получается особенно ярко). Им обоим противостоит монументальная в своей ненависти к праведнику Иоканаану и презрении ко всем остальным (включая собственного мужа Ирода и собственную дочь Саломею) Иродиада – меццо Маргарита Некрасова. Слияние всех поющих актеров в ансамбль и погружение их в богатейший океан штраусовского оркестра – огромная заслуга Латам-Кенига.

Постановка режиссера Екатерины Одеговой, сценографа Этель Иошпы и других в общем соответствует этой минималистической, если говорить о составе участников, драме. Черные, золотистые или кроваво-красные фоны – будто с картин Густава Климта, позы – словно с рисунков Бердслея к изданию пьесы Уайльда. Длинная коса густейших волос Иоканаана, которой восхищается Саломея, – зрительный лейтмотив: за нее потом Саломея будет таскать отрубленную голову того, кто при жизни не захотел ответить на ее жажду поцелуя, этой же косой в конце Иродиада придушит свою фанатичку-дочь (вольность постановщиков – в оригинале приказ убить порочную Саломею Ирод отдает солдатам). Ничего лишнего и даже кое-чего нужного. Например, в эпизоде Танца семи покрывал нет… самого танца: под знаменитую роскошно-буйную музыку (она давно стала концертным оркестровым хитом) принцесса не исполняет положенный ей по сюжету стриптиз, а брезгливо отползает по столу от домогающегося ее Ирода. С одной стороны, не так избито, с другой – не так красиво.

Вряд ли удачно и то, что первые эпизоды оперы, где открыта только правая половина сцены, практически не видны обитателям левой части партера, а когда открывается левая половина, то… не видна и она, по крайней мере из первых рядов, поскольку действие происходит за бугром высокой горы.

Возможно, впоследствии эти детали будут дотянуты, и тогда спектакль сможет претендовать на самые высокие премии, высшая из которых – зрительский успех.

В отличие от «Саломеи», «Семирамида» – не спектакль, а концертное исполнение. Но тоже погружающее нас в культуру, которая на отечественной сцене освоена крайне мало. Хотя лет ей даже побольше, чем вагнеровско-штраусовской – все двести, а по востребованности в мире она все эти столетия лидирует: речь о россиниевском бельканто. Но если вы послушаете даже самое мастерское русское исполнение «Севильского цирюльника», скажем, времен Ивана Козловского, то, восхитившись талантом артистов, не сможете не заметить, как отчаянно далеко это от итальянских эталонов.

Что уж говорить о «Семирамиде», относящейся к числу опер-сериа, т.е.серьезных драм, у нас гораздо менее популярных, чем россиниевские оперные комедии. Хотя арию Bel raggio lusinghier и увертюру знают все завсегдатаи вокальных и симфонических концертов, но этим, пожалуй, известность оперы и ограничивается.

Здесь радость успеха нашим участникам пришлось разделить с зарубежными коллегами. Часть из которых, впрочем, еще недавно мы бы назвали соотечественниками. Так, заглавную партию царицы-мужеубийцы спела новая для нас грузинская исполнительница-сопрано Саломе Джикия, партию юного полководца Арзаче – армянка Вардуи Абрамян (известная москвичам по недавней, вполне качественно исполненной Кармен в Большом). Из более-менее крупных партий «перепало» лишь нашему тенору Сергею Романовскому – видимо, его успехи в западных театрах, чередуемые с редкими заездами на родину («Итальянка в Алжире» в Академическом музыкальном театре, «Риголетто» в Большом) подвигли организаторов доверить ему роль индийского царя Идрено. Ну и, конечно, внесли серьезную лепту хор Академии имени Попова и Российский национальный оркестр – главный коллективный персонаж собственного ежегодного фестиваля.

Хорошим приобретением команды стал единственный в ней итальянский вокалист, присоединившийся в последний момент вместо болгарина Даяна Вачкова: к фиоритурному искусству баса Паоло Пеккьоли (придворный интриган Ассур) нет никаких вопросов – а фиоритуры для Россини значили ничуть не меньше, чем кантилена. Ближе к финалу оперы композитор, до того в основном купавшийся в собственном даре изобретать солнечные мелодии и головокружительные украшения к ним, позволил Паоло и другим участникам исполнения проявить свои драматические таланты: Ассур впервые испытывает настоящий страх, Семирамида наконец забывает об обязанности все время удивлять публику виртуозными загибами и изливает свою тревогу за сына, попавшего в опасность, в чудесной песне-мольбе…

Альберто Дзедда благодарит Саломе Джикию, Вардуи Абрамян и всех участников исполнения «Семирамиды» на фестивале Российского национального оркестра

Все эти краски блистательно развернул и собрал воедино замечательный итальянский дирижер Альберто Дзедда, едва ли не семь десятилетий из своих 87 лет разрабатывающий прекрасную ниву бельканто. И хотя даже под его бдительным наблюдением иногда «стреляли» верхние ноты у Саломе Джикии, а Сергей Романовский «взлетал» в третью октаву с заметной натугой (говорят, он был в тот день нездоров), в целом ансамбль получился великолепным. Зал Чайковского почти не поредел к концу, хотя, скажу откровенно, выдержать эти четыре часа фиоритур, не получая морального подкрепления со стороны внятного сюжета и зрелищной постановки, непросто тем, кто привык от каждой оперы Россини ожидать такого же увлекательного вихря музыки и действия, как от «Севильского цирюльника». Тут же пришлось наблюдать нечто вроде «Богатые тоже плачут», только в варианте двухсотлетней давности, да еще про события 2800-летней давности. Испытать сочувствие к таким героям, даже снабженным мелодиями Россини, непросто…

Общее замечание к двум оперным событиям: они уникальны не в лучшем смысле слова. Поясню: «Саломею», показанную дважды, 14 и 17 сентября, публика снова сможет увидеть только в январе. Что и несправедливо к шедевру, артистам, публике, и не рачительно к самому спектаклю, который, чтобы совершенствоваться или по крайней мере не разваливаться, должен идти регулярно. Ну а «Семирамида» – вовсе единичное исполнение… Мы так богаты оперным репертуаром, чтобы бросаться жемчужинами?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9458
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7157
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?