Главная Культура 00:12 23 Августа 2019 4091
То ли лошадь, то ли бык…

На экраны выходит очередная бандитская сага про лихие 90-е

Леонид Павлючик
На премьера фильма «Бык»: Борис Акопов и Юрий Борисов (справа). Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Называется фильм коротко и хлестко, как удар кулаком под дых: «Бык». Так зовут главного героя картины по фамилии Быков, это его пацанская кликуха «на районе». Заслужил он ее отнюдь не своими внушительными габаритами (играющий Быка прекрасный актер Юрий Борисов отличается, скорее, хлипким телосложением), а неукротимой силой воли, умением, по-бычьи наклонив голову, переть напролом, если того требуют суровые житейские обстоятельства.

Впервых сценах мы видим Быка во время криминальных разборок на пустыре, где подростковые банды из подмосковного городка выясняют отношения с помощью кастетов, камней и прочего дреколья. С разбитой головой, с кровавой мутью в бешено горящих глазах, Бык готов, похоже, дойти до смертоубийства. И это делает его настоящим героем для подельников. Тем более, к своим 20 с хвостиком он уже успел и в армии отслужить, и в колонии отсидеть. А тут еще московский криминальный авторитет Моисей (Игорь Савочкин) интересуется Быком — вытаскивает его после драки из ментовки и подряжает на крутое дельце, которое может обернуться для Быка и его пацанов крупным выигрышем. Или проигрышем — это как карта ляжет...

События опрокинуты в 1990-е. Поставил фильм 34-летний режиссер-дебютант Борис Акопов. В 1997-м, о котором повествует картина, ему было 12. Естественно, режиссер не может досконально помнить то время, он во многом опирался на воспоминания отца, работавшего в те годы следователем в Балашихе, на книгу Николая Модестова «Москва бандитская». И — на кинематограф о 90-х, который уже успел сложить о той эпохе свою устойчивую мифологию. И в этом смысле односложное название фильма «Бык» пробует вписаться в броскую триаду («Бригада», «Бумер», «Брат»), снятую по горячим, еще дымящимся следам событий. Но у «Быка», на мой взгляд, сегодня это не очень получается.

Вредит как раз-таки незаурядная начитанность и насмот-ренность молодого режиссера. Начиная с первых кадров, уже описанных мною, и заканчивая трагичной концовкой с очередной, но уже куда более кровавой бандитской разборкой со стрельбой и взрывами гранат, «Бык» состоит из готовых, хорошо обтесанных сюжетных блоков, многократно виденных нами на экране. Не только в фильмах Алексея Балабанова, Петра Буслова, Алексея Сидорова, но и в «Злых улицах» Скорсезе, «Бойцовой рыбке» Копполы и в десятках других картин о молодежной преступности, включая какую-нибудь забубенную «Шпану замоскворецкую».

Грязные задворки промышленного городка, куда редко заглядывают правоохранители. Банда подростков в растянутых трениках и свитерах, качающая бицепсы в бесхозном гараже. Кражи автомобилей и погромы рынков, оккупированных кавказцами. Кислотные вечеринки с дикими попойками и угарными танцами. Разлитые в стылом, словно застывшем воздухе провинциальные тоска и безнадега. Местная парикмахерша, роковая красавица Таня (Стася Милославская), выборочно спящая с клиентами, но мечтающая выйти замуж за иностранца и вырваться из постылой реальности. Братья Быковы, старший и младший, смертельно влюбленные в эту провинциальную Кармен...

От всех этих клишированных представлений о 90-х, которыми нашпигован сценарий фильма (его написал сам Борис Акопов), уже сводит скулы. Если бы режиссеру достало куража сделать типовые сюжетные ходы объектом остроумной пародии, это, возможно, было бы свежо. Но он снимает бандитскую сагу на полном серьезе. И в какой-то момент даже заставляет поверить в изоб-раженный им галлюциногенный мир. Балетный танцовщик по первой профессии, Акопов обрушивает на головы зрителей мегатонны музыки того времени, снимает сцены бандитских драк и загулов в энергичном, почти танцевальном ритме, и это, не скрою, впечатляет:

Режиссерская энергия Бориса Акопова, его умение работать с изображением и звуком, цветом и светом, с массовкой и отдельно взятым артистом в отдельно взятой психологической сцене — все это не вызывает у меня сомнения. Но и не снимает вопроса о банальности, расхожести его взгляда на 90-е, которые, конечно же, не были никакими «лихими». Это всего лишь идеологическое клише, придуманное писателем Михаилом Веллером, а затем радостно подхваченное пропагандистами разных мастей. А вместе с ними — и некоторыми представителями «важнейшего из искусств», которые не удосужились хотя бы заглянуть в «Википедию» и выяснить, что преступность в «лихие 90-е» была на 20% ниже, чем в 2000-е. А пик ее пришелся на 2006-й, когда нынешнее руководство России уже давно было у власти.

Да, в 90-е люди в своей массе жили трудно и бедно: получали зарплату бартером, проедали накопленное за жизнь, сажали огороды, мотались с челночными рейсами в Турцию и Китай. Криминал, разумеется, тоже был, но не занимал в реальной жизни и десятой, сотой доли того места, что мы видим в современном кино. Оно и понятно: обыденная, каждодневная людская жизнь с ее негромкими драмами и робкими надеждами на лучшее — куда менее востребованный экраном товар, чем эффектные бандитские разборки.

Нет, я совсем не за то, чтобы именовать 90-е «святыми», как считают, к примеру, ряд политиков и общественных деятелей либерального толка. Я за объемный, а не поверхностно-спекулятивный взгляд на то сложное, противоречивое время, где наряду с унижающей бедностью, разгулом преступности была хотя бы свобода слова и собраний. Где милиция никого не била дубинками на мирных митингах и полыхавших в стране забастовках. Да и худо-бедно в те суровые годы работали социальные лифты, которые, помимо прочего, вознесли в кремлевские и парламентские выси, в останкинские кабинеты и студии многих из тех, кто сегодня так лихо клеймит «лихие 90-е».

В эту достославную когорту спешит вписаться и Борис Акопов. Он завершает свой фильм документальными кадрами из знаменитого телеобращения Ельцина: я устал, я ухожу, простите меня, россияне. Таким нехитрым образом автор пытается достаточно банальный, вторичный боевик про разборки двух банд перевести в разряд серьезного социального кино, претендующего на то, чтобы стать отражением целой эпохи. Для победы на «Кинотавре» этого конъюнктурного хода, уже, кстати, использованного Сергеем Урсуляком в сериале «Ненастье», показанном в 2018 году, оказалось вполне достаточно...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33171
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7949
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4878
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4665
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4485
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3997
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...