Главная Культура 06:05 23 Июля 2013 11316
Мне больно

Актер Александр Яценко - о том, чего ему стоила главная роль в «Долгой счастливой жизни»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Его называют самым ярким актером своего поколения, его снимают лучшие режиссеры нашего кино, его любит критика и зритель. В свои 36 лет Александр Яценко уже удостоен нескольких престижных актерских наград, включая приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре». А на днях Саша праздновал победу в Ярославле, где он стал лучшим актером года по версии фестиваля «Созвездие». Награда нашла героя за глубокую роль в фильме Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь».

— Саша, скажите честно, чувствуете себя звездой?

— Нет, не чувствую. Умом понимаю, что сделал, наверное, качественную работу, но эйфории нет. Вот когда в 2006 году получил приз в Сочи за роль в фильме Балабанова «Мне не больно», была дикая радость. Может, потому, что признание тогда было очень для меня неожиданным, а сейчас... Это ведь у меня уже второй приз за фильм «Долгая счастливая жизнь». И возникает даже сомнение: а какой прок в этих запоздалых наградах? Ведь все, что я в этой ленте сделал, уже позади: картина закончена год назад. А что впереди — не очень понятно. И это вгоняет меня в тоску.

Я сейчас вообще нелегкий период переживаю. Нет ощущения, что чего-то добился, что иду в нужном направлении. Раз в несколько лет у меня так бывает: ломка внутри, становится скучно жить. Раньше я не справлялся с этими настроениями, в ход шел алкоголь, на который я потом и списывал мрачное восприятие жизни. Но сейчас на трезвую переживаю то же самое. Чувствую себя пустой, ржавой консервной банкой.

— Может, вам надо отдохнуть?

— Нет, я только что отдохнул в Индии, в Гоа. У меня проблемы как раз от того, что мало работаю. Меня убивает ничегонеделание.

— А разве вы сейчас в простое?

— Да, время от времени хожу на кинопробы, снимаюсь у начинающих режиссеров в «коротышках», а большой работы нет. Уже два года из-за нехватки денег переносится один серьезный проект. Порой хочется забыть его, закинуть сценарий в дальний угол, но опять обещают, опять перечитываю сценарий, опять бессонница. Я, когда снимаюсь, оживаю, везде и всюду успеваю. А когда работы нет, заворачиваюсь в кокон, в скорлупку свою залезаю. Тоскливо становится жить, говорить. Ощущение такое, что десять лет прошло, а разговоры все те же, не меняются.

— Насколько я знаю, вы только что отснялись в сериале «Оттепель» у Валерия Тодоровского...

— Съемки закончились давно — в ноябре прошлого года. Надеюсь, получилась хорошая картина. Вот буквально сегодня пересмотрел фильм Тодоровского «Стиляги». Я рад, что попал к нему только сейчас. В «Стилягах» история такая, как бы это сказать поточнее: Короче, в «Оттепели» она более ясная и энергичная. Я играю молодого режиссера, который может 15 минут экранного времени отдать под изображение того, как красиво плывет кораблик по морю. И вот мой герой попадает в мир реального кинопроизводства. В этом реальном мире Миша Ефремов играет матерого режиссера, который снимает уже 12-ю по счету народную комедию. Их столкновение плюс любовные коллизии и составляют основу «Оттепели». Что я делал, как играл, уже не помню. Но помню, что у меня замечательные партнеры. Кроме Ефремова, это еще и Женя Цыганов, и Вика Исакова, и много другого талантливого народа.

— Картина скоро появится на телеэкране?

— Надеюсь, что осенью. Но, впрочем, не знаю, там все нынешние табу нарушены. И матерок, кажется, есть, и непопулярная нынче гей-тема, и один персонаж фильма по ходу действия все время слово «ж:» произносит. Уж не знаю, как картина впишется в нынешнюю ситуацию. Скажу только, что мы работали честно, на износ. Сначала у нас было 120 дней на 12 серий, потом график урезали до 90 съемочных дней. Валера в этой ситуации с ума сходил, орал порой, но вытянул картину.

— Вам вообще везет на режиссеров. Бахтиер Худойназаров, открывший вас в фильме «Шик», потом Андрей Прошкин, Балабанов, Досталь, Хлебников, Хомерики, Тодоровский: Кого из них вы можете назвать «своим» режиссером?

— Наверное, Борю Хлебникова. Мы уже несколько картин вместе сделали, начиная с фильма «Свободное плавание». Он только сядет рядом со мной, скажет: «Сань, ты это:» — а мне уже сразу все понятно. Но и Колю Хомерики я с полуслова понимаю, а он мне доверяет, дико доверяет, и это по-хорошему провоцирует меня. И с Прошкиным мы на съемках «Орды» замечательно чувствовали друг друга. Он давал возможность подурачиться, сделать так, как мне в бошку вдруг взбредет. И вообще я не могу сказать, что серьезно готовлюсь к съемкам. Иногда мне кажется, что много думать о роли даже вредно. Актерство — это состояние души, роль сама у тебя изнутри прорастает. Поэтому я и не люблю говорить о своей актерской «кухне».

— Тем не менее расскажите, как вы сыграли свою лучшую на сегодняшний день роль в фильме «Долгая счастливая жизнь» и в особенности потрясающую сцену, когда ваш герой, преданный всеми, мчится на машине по проселочной дороге с остановившимся, каким-то потусторонним лицом?

— Эту ключевую сцену снимали в первый съемочный день. Если честно, мы с Борей придумали, что наш фермер должен быть похож на героя японского мультика. Он сидит с застывшими глазами, несется вперед, а дорога, деревья, кусты, внешний мир пролетают мимо. Стали снимать. Посадили меня в уазик, а я не самый лучший водитель на свете, у меня и машины-то своей нет. Костомаров (оператор фильма. — «Труд») кричит: «Поехали! Переключай на третью! Врубай четвертую!» Я рулю, врубаю, а сам думаю: только бы живым остаться... В какой-то момент Паша закричал: «Стоп!». Я остановился, долго не мог унять дрожь в руках. Все это и вошло в фильм. Вроде снимали японское аниме, а получилось серьезно.

А вообще путь к этому фильму и этой роли был извилистый. Поначалу сценарист Саня Родионов два года ездил по селам, изучал жизнь. Потом выписал моего героя, который по ходу действия произносит внутренние монологи в стиле героев Андрея Платонова. Потом уже на съемках подходит ко мне Боря и говорит: «Концепция фильма и героя поменялась. Сценарий был про восстание задротов, а кино будет про такое мощное, кряжистое дерево. Оно росло, росло, а тут сильным ветром дунуло, оно хрясь — и сломалось». Вот про этот надлом героя, про надлом всей нашей корневой жизни нам и хотелось рассказать.

— И под занавес разговора: Вы меня удивили признанием, что у вас нет машины. Вы что, на метро ездите?

— Ну да, и на метро, и на маршрутках. Машину я теоретически хотел бы иметь. Но не знаю, куда ее ставить (я живу на съемной квартире), куда на ней ездить. На кинопробы, что ли? Проще уж на метро. Когда я среди людей, мне легче думается. Еду, наблюдаю за характерами, идет такой бессознательный мыслительный процесс. Подруга моя мне говорит, что я подмечаю всякие тонкие нюансы, которые могут пригодиться для будущей работы. Я сейчас за всякую работу готов взяться, кроме откровенного тупняка. Мне интересно пробовать себя в разных фильмах и в разном качестве. Всю жизнь учиться новому — в этом я вижу радость нашей профессии. Многие мои коллеги (в том числе и я) задыхаются от невостребованности. И начинают протухать. Потому что рыба без воды тухнет. Как и актер без работы.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7185
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?