Целую неделю Новороссийск принимал XVI Фестиваль театров малых городов России — от Краснодарского края до Красноярского, от Калининградской области до Ленинградской, от Татарстана до Удмуртии. Инициатором его стал художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, подтвердив, что и в пору интернета это искусство не теряет своего общественного значения. Напротив, в российской глубинке, где давно нет неподконтрольной прессы, сказать о наболевшем можно только со сцены.
Фестиваль этот бродит по российским просторам. Начав, как водится, со столицы, он перемещался на Урал, потом в Балаково, Пятигорск, подмосковные Коломну, Зарайск и Дубну, совершил броски в Вольск, Тобольск. Спектакли-победители по традиции приезжают в Москву, где их принимает на своей сцене Театр наций.
Так, минувшей весной москвичи посмотрели «Магазин» Альметьевского драмтеатра (острейшая социально-криминальная драма на тему рабства в современном обществе) и «Лондон» — Новокузнецкого. Как заметил Евгений Миронов, культурный центр сейчас переместился в провинцию, москвичи и петербуржцы нередко летают туда на премьеры.
На нынешнем фестивале среди 16 коллективов-участников пять — дебютанты: из Мензелинска, Тары, Кинешмы, Нижнего Тагила, Мичуринска. Среди представленных авторов — общеизвестные Гоголь, Островский, Чехов, Сухово-Кобылин, Леонид Андреев, Рэй Брэдбери, но есть и экзотические имена: Винко Модерндорфер, Гуго Вормсбехер, Лэйрд Кениг. Важно и то, что участники (500 человек!) не просто разыгрывали свои постановки, но общались, встречались на мастер-классах.
— Один из дней принес гроздь открытий, — делится впечатлениями критик, арт-директор творческой лаборатории фестиваля Олег Лоевский. — Театр из Набережных Челнов показал редкую пьесу немецкого драматурга Леонгарда Франка «Карл и Анна» в постановке Дениса Хусниярова — настоящий психологический театр, история о том, что с войны нельзя вернуться. Очень тонкие отношения, замечательные актеры, потрясающая сценография. Зал сидел, замерев. И в этот же вечер был серьезный сатирический спектакль «Смерть Тарелкина» из города Серова — в постановке Павла Зобнина, ученика Сергея Женовача...
Разумеется, я попросила собеседника рассказать об условиях, в которых живут подобные театры.
— Артистов там знают в лицо, на спектакли приходят непременно с цветами, все премьеры в аншлагах. Но в некоторых театрах играют всего три раза в неделю — не хватает зрителей. Репертуар — до 10 спектаклей, и они, понятно, исчезают довольно быстро, зато и премьер много. Отличный повод для творческого поиска, иных даже примиряющий с маленькой зарплатой и прочими нехватками.
— В этих театрах все новое, — продолжает Лоевский. — Главное — в провинцию поехали молодые талантливые режиссеры, а не те, кто не нашел себе места в Москве по причине неспособности. И смотрите: в 2018-м на самый авторитетный театральный фестиваль страны, «Золотую маску», один только Лесосибирск привез два спектакля. Еще столько же — упомянутый Серов. Город в 300 км от Екатеринбурга — и очень хорошая труппа. Но своего здания не имеет, работает в ДК, где торгуют шубами и медом.
Я попросила Олега сравнить жизнь малых театров у нас и за рубежом.
— Огромная разница, — был ответ. — Там труппа собирается на один спектакль, потом все разъезжаются, чтобы встретиться на новых проектах где-то еще. У нас другая традиция — репертуарный театр с постоянными коллективами даже в малых городах. Например, театр в поселке Мотыгино Красноярского края — всего семь артистов, но он уже участвовал во многих фестивалях. А самим мотыгинцам, чтобы попасть туда, надо реку на пароме переехать. И ведь едут!
Исчезнут эти театры — тише станет голос правды. Поэтому, можно сказать, своей инициативой Театр наций взялся за дело национального значения. Что касается Минкультуры, то по его линии в прошлом году 149 театров получили средства на 440 новых постановок.