Пару лет назад актер Максим Матвеев написал в своем дневнике список желаний. Одним из пунктов в нем было — сыграть Николая Ставрогина. О том, сбылись ли остальные его чаяния, артист умалчивает. Но примерно через полгода после той памятной записи Матвееву позвонили и предложили сняться в главной роли в фильме «Бесы» Владимира Хотиненко. В нынешнее воскресенье эту картину покажут на телеканале «Россия 1». Накануне премьеры Максим Матвеев рассказал «Труду» о том, как искал ключ к образу Ставрогина и почему в фильме его герой увлекается коллекционированием бабочек.
— Максим, отчего вы загадали сыграть именно Ставрогина?
— Этот образ притягивал меня еще со студенческих лет. Ставрогин мне очень нравился и одновременно раздражал своей загадочностью. Он был неким ребусом, который непременно хотелось разгадать.
— В чем же вы стали искать разгадку?
— Одно время меня раздражало, что у Достоевского Ставрогин вечно смеется демоническим смехом. Я задумался: почему он делает это так часто? А потом узнал, что Федор Михайлович еще до написания «Бесов» много времени проводил в домах терпимости, наблюдая за душевнобольными. И Ставрогина он наделил признаками шизофрении. Для меня этот факт стал одним из ключиков к роли, который многое мне открыл.
— Я слышала, вы даже консультировались с психиатром, чтобы достовернее сыграть эту роль?
— Да, советовался с моей хорошей знакомой, врачом Александ-рой Балевой. Когда я ей рассказал, что за работа мне предстоит, она посмотрела все знаменитые экранизации «Бесов». А потом мы с ней разбирали каждую сцену нашего фильма. Я задавал ей много вопросов, она отвечала. Между прочим, мы выяснили, что мой герой болел так называемой шубообразной формой шизофрении («шуб» — это приступ).
— Хотиненко одобрил такую трактовку роли?
— Да, вполне. Владимир Иванович вообще очень открыт ко всем предложениям, идущим от актера, и спорить с ним лично мне ни разу не доводилось. С другой стороны, этот человек твердо знает, чего он сам хочет, и порой идет на риск, но при этом заряжает всех своей энергией.
— «Бесы» вообще очень мрачный роман...
— Но мы в нашей картине как раз старались избежать излишней мрачности. Вот, например, когда мы разбирали свои сцены с Антоном Шагиным, сыгравшим Петра Верховенского (с Антоном мы учились в Школе-студии МХАТ), думали о том, что герои наши все-таки еще молоды и в их действиях есть элемент игры. Просто в какой-то момент они понимают, что заигрались.
— Максим, скажите, что лично вам больше всего нравится в Ставрогине, а что в нем отталкивает?
— Меня в нем привлекает все, я его люблю.
— Даже несмотря на то, что он насильник и убийца?
— Да, это, конечно, вряд ли ему кто-нибудь простит. Но ведь все дело в том, что он и сам себе этого не простит никогда.
— Что может служить такому человеку оправданием?
— Не знаю, оправдание ли это, но думаю, что у Ставрогина, как и у всех у нас, все проблемы родом из детства. Он рано потерял отца, который, кстати, был психически неустойчивым. Мать Николая была деспотична по отношению к сыну, и вот этот ребенок рос тихоней, а потом вдруг взбунтовался, превратился в другого человека.
— Быстро ли вы нашли общий язык с сыгравшей генеральшу Ставрогину Надеждой Маркиной (исполнительницей роли Елены в одноименном фильме Андрея Звягинцева)?
— Мне кажется, да. Но в кадре от нас двоих как раз не требовалось слишком проникновенных взаимоотношений. Ведь, появляясь в романе, Ставрогин уже не допускает мать в свое личное пространство, он не хочет, чтобы она узнала его постыдные тайны.
— А кто придумал показать в фильме, что Ставрогин увлекается бабочками?
— Это предложил Владимир Иванович. И оказалось, что в связи с этим занятием Ставрогина в картине сразу появляется множество аллюзий, ассоциаций. Ведь бабочка, с одной стороны, полна жизнелюбия, а с другой — она олицетворение смерти. Это существо очень красивое, но если посмотреть на нее в микроскоп, бабочка способна вызвать омерзение: она выглядит как дракон.
— Я знаю, на съемках вас даже консультировали ученые из Русского энтомологического общества. Неужели управляться с сачком настолько трудно?
— Оказалось — да, если делать это по всем правилам. Существует уйма разных тонкостей для того, чтобы не повредить бабочке крылышки при ловле, а потом ее правильно высушить и приколоть в альбом. Я читал, что раньше в России увлечение бабочками было модно в самых высоких кругах: этим занимались и генерал-губернаторы, и даже кто-то из наших царей.
— А вы со своим двухлетним сыном Андреем познания в этой науке еще не применяли на практике?
— Нет, ему рано пока, этим только взрослые мужчины занимаются! Но если серьезно, определенных успехов в этой области я, наверное, все-таки достиг. Однажды понадобилось в кабинете Ставрогина снимать колбу с несколькими живыми бабочками-адмиралами. Они очень красивые, крупные, но порода эта встречается очень редко в Подмосковье. А у реквизиторов вместо нескольких подобных бабочек была всего одна, да и то еле живая. Тогда я взял сачок и каким-то чудом за 20 минут поймал сразу двух «адмиралов». Сам до сих пор удивляюсь, как это мне удалось.
— Может быть, это мистика? Вы в нее верите?
— Не всегда. Например, так случилось в моей жизни, что я одновременно играл главного героя и в фильме «Бесы», и в спектакле «Дьявол» в «Табакерке».
— Достоевский говорил, что целый мир не стоит слезы ребенка. Я знаю, что вы лично стараетесь, чтобы таких слез было меньше, в качестве одного из членов правления и художественного руководителя благотворительного фонда «Доктор Клоун». Расскажите, довольны ли вы его развитием?
— На мой взгляд, наш фонд развивается достаточно хорошо, учитывая, что больничная клоунада — это для России пока еще новинка. Но в нашу Школу клоунов с каждым разом приходит все больше желающих учиться волонтеров. А самая большая проблема для фонда в том, что наш вид деятельности все-таки в глазах многих еще остается нестандартным. То есть, грубо говоря, люди готовы жертвовать деньги на лечение детей, но далеко не многие из них решаются вложиться в обучение больничных клоунов.
— Ваша жена Елизавета Боярская поддерживает вас в этих благотворительных начинаниях?
— Да, очень. Я думаю, в скором будущем наш фонд устроит некий пиар-ход с участием известных людей, и я рассчитываю, что Лиза примет в этом участие.
Наше досье
Максим Матвеев
родился 28 июля 1982 года в городе Светлый Калининградской области. В 2002 году окончил театральный факультет Саратовской государственной консерватории им. Собинова, в 2006-м — Школу-студию МХАТ. После чего был принят в труппу МХТ, где работает до сих пор. Популярность в кино к актеру пришла после фильма Валерия Тодоровского «Стиляги», где Максим сыграл Фрэда.