«Это наша Победа!»: на плакатах к 9 мая рисуют то немцев, то американцев

«Крайняя», но наверняка не последняя история произошла в Златоусте: там на баннере изобразили американских морпехов на Иводзиме, зато с советским флагом 

В городе Златоусте Челябинской области на днях обнаружился необычный баннер. Его установила рекламная компания «Армада Аутдор» в преддверии скорого празднования Дня Победы. В Интернет это изображение попало благодаря неравнодушным блогерам, и тут же вызвало массу разнообразных откликов – от сожаления до откровенных насмешек.

Всё дело в том, что изображены на плакате отнюдь не солдаты Советской армии, выигравшие Великую Отечественную, победу в которой страна и готовится отмечать, – а американцы. Более того: это очень знаменитый снимок, он называется «Поднятие флага над Иводзимой». Сделан этот кадр в феврале 1945 года на японском острове Иводзима, за который велась изматывающая битва, которую позже назвали самой кровопролитной в истории корпуса морской пехоты. За 36 дней сражений тогда погибли почти семь тысяч американских солдат.

Именно о тех событиях известнейший голливудский актер и кинорежиссер Клинт Иствуд в 2006 году снял нашумевшую дилогию: «Флаги наших отцов», рассказывающие о сражении как бы с американской стороны, и «Письма с Иводзимы», показывающие ту же картину, но уже глазами японцев.

Что касается снимка, то на нем военный корреспондент Джо Розенталь запечатлел, как морские пехотинцы из 28-го полка 5-й дивизии США устанавливают американский флаг на горе Сурибачи 23 февраля 1945 года. Вскоре после публикации это фото стало знаменитым, а его автор был удостоен Пулитцеровской премии.

Журналисты златоустовских СМИ попытались разобраться, кто создал «альтернативно-исторический» билборд и кто выступил его заказчиком. Городская администрация от баннера открестилась: чиновники заявили, что не заказывали подобных плакатов, и что фирма, видимо, установила его по собственной инициативе.

«Армада Аутдор» действительно признала вину; руководство компании подчеркнуло, что изображение попало в печать из-за ошибки дизайнера. Мэрия предложила рекламщикам убрать плакат, и на следующий день он действительно исчез.

Тем не менее, – отмечают обозреватели, – скандал в Златоусте – лишь один из многих подобных, связанных с традицией украшать российские города к Дню Победы пафосными изображениями. Современные дизайнеры – в большинстве своем люди молодые, выросшие в отдалении от кровавых событий Великой Отечественной, и видимо, не слишком хорошо знающие родную историю. Но главное – отыскав некий понравившийся исходник, который можно взять за основу композиции, они не слишком «заморачиваются» проверкой информации о том, откуда взялся этот кадр, и не будет ли такой плакат выглядеть издевкой над памятью погибших бойцов и чувствами еще живых ветеранов.

В прошлом году на одном из билбордов к 9 мая появилось фото опять-таки американского солдата, сделанное на острове Гуам. Дизайнер, работавший над плакатом, даже не заметил, что на заднем плане в кадре красуются пальмы и тропический лес.

Остроумные интернет-пользователи тут же соорудили по этому поводу говорящий «демотиватор»:

Однако оказалось, что и до фашистов тут совсем не далеко. Несколько лет назад отличилась опять-таки Челябинская область: администрация вывесила баннеры, на которых солдаты гитлеровской армии позировали с захваченным трофейным танком Т-34. А под поздравлением с Днем Победы красовалась подпись: «Губернатор Челябинской области П.И. Сумин».

Перепутали советских солдат с немцами и в Ухте. В 2010 году на одной из городских улиц появился такой плакат:

- на котором при ближайшем рассмотрении обнаруживалось следующее:

 

Изображение провисело два дня и было снято в связи с возмущением горожан.

А в этом году успели отличиться еще и СМИ. Одно из информ-агентств Калмыкии опубликовало новость о сборе средств на памятник солдатам-защитникам столицы региона – Элисты, окартинив материал фотоснимком немецкого расчета 50-миллиметровой противотанковой пушки PaK 38, сделанным в 1944 году в Италии.