Сюрпризы природы и колоссальный политический прессинг — вот две стихии, которые в марте испытывают на прочность российский футбол. С сугробами на полях новеньких стадионов мы точно справимся, потому как к лету снег точно растает. А вот с наскоками записных политиков, для которых футбольный чемпионат мира стал разменной монетой, все не так очевидно. Впрочем, начнем с абсолютного позитива.
Французов побеждали. Очередь за бразильцами?
Первый матч национальной команды в этом году поможет москвичам на денек погрузиться в атмосферу сумасшествия, которое ожидается уже во всей России этим летом. В столицу на товарищескую игру приезжает не абы кто, а сборная Бразилии — самая титулованная на планете. Пятикратный чемпион мира! «Мы специально подбирали сильных соперников, чтобы на этом этапе — когда уже понимаем, кто мы и что мы — еще раз проверить себя» — это сказал главный тренер Станислав Черчесов.
Бразильцы приедут в Москву без своей главной звезды — Неймара. Но проба сил в матче с таким соперником в любом составе, наверное, лучший экзамен перед главным турниром четырехлетия. Сборная России за четверть века пять раз встречалась с бразильцами и пока ни разу не смогла обыграть: две ничьи и три поражения. Но теперь кудесникам из Южной Америки придется доказывать, что они могут творить чудеса на замерзшем поле и с мячом оранжевого цвета. Результаты нашей команды в прошлом году не давали повода для оптимизма. Всего три победы в 11 матчах, да и те над далеко не самыми сильными сборными — Венгрии (3:0), Новой Зеландии (2:0) и Южной Кореи (4:2).
Но это уже история. А в пятницу в «Лужниках» сборная начинает новый футбольный год. А спустя три дня подопечные Черчесова встретятся уже в Питере с французами. Тоже, согласитесь, не подарок.
По невозмутимому виду Черчесова не скажешь, что проблем в сборной России — хоть отбавляй. Наконец-то выяснилось, что отечественная государственная программа развития самой популярной в мире игры привела к тому, что травмы всего двух защитников сборной ставят тренеров в тупик в буквальном смысле этого слова. Из-за того, что братья Березуцкие из ЦСКА подтвердили свое нежелание участвовать в ЧМ-2018, в оборону ставить некого. Кроме необстрелянных, не проверенных в играх на высшем уровне молодых защитников.
А вы, друзья, как ни садитесь...
Главное, подчеркну: за 10 лет колоссальных финансовых вливаний в футбол в России умудрились не подготовить хотя бы два боевых состава. Опять легионеры, опять ссылки на клубы. Объяснения, как говорится, в пользу бедных. К каковым, судя по ежемесячным платежным ведомостям, футболисты явно не относятся.
Давайте отмотаем ленту футбольных событий на несколько лет назад. Даже не на тот день, когда Фурсенко пообещал, что Россия станет чемпионом мира в 2018 году, — ведь это было. Но я призываю припомнить слова, сказанные чиновниками в период перехода с нашей традиционной схемы «весна — осень» на европейскую «осень — весна». Россию тогда призвали равняться на Европу и позабыть о сибирских и поволжских просторах, где снег лежит до мая. Футбольные руководители ловили свою финансовую выгоду на мутной волне бравурных обещаний. Для трезвомыслящих специалистов суть аферы «осень — весна» и тогда была очевидна. Агентам проще и дешевле находить в Европе игроков в летнее трансфертное окно. А клубам куда выгоднее покупать через агентов второсортных готовых игроков, чем вкладывать миллионы, зачастую полученные из госбюджета, в изнурительную подготовку следующего поколения российских игроков. Что мы получили в итоге? У нас нет не только серьезной программы развития футбола (как, скажем в Германии), у нас даже футболистов на первую команду не набирается — переделываем немцев в россиян. А звезды мирового уровня, если к таковым можно отнести Витселя и Халка, уезжают из России спокойно доигрывать свой недолгий футбольный век.
Руководство футбола вроде бы поменялось — и не раз. Фурсенко, Толстых, Мутко... Теперь вот за чемпионат мира отвечает Дворкович, чтобы злокозненные критики отстали от фигуры Виталия Леонтьевича. Возможно, эта вынужденная замена привела бы к спокойствию на футбольном олимпе. Когда бы не более серьезные политические события, в центре которых поневоле оказался и российский чемпионат мира.
Что будет с чемпионатом?
Поведение властей Великобритании после известных событий в отношении футбола является лучшей иллюстрацией тех самых двойных стандартов и теории заговоров. В заговорах и нюансах шпионских игр пусть разбираются коллеги, которые могут отличить шпиона от разведчика. Мы — о футболе, о спорте, где Россию последовательно пытались превратить в изгоя олимпийского, паралимпийского, а теперь и футбольного движения именно из-за усиленного внимания российского Министерства спорта к тому, что происходит в общественных федерациях. Нельзя, чтобы государство определяло, в каком составе будет выходить на матч футбольная сборная. За это, собственно, тихо и без лишнего скандала пострадал Виталий Леонтьевич Мутко с его англо-русским разговорником.
Но теперь, когда премьер-министр Британии вслед за министром иностранных дел, по сути, исключает из британской делегации на чемпионат мира не только официальных лиц, но даже членов монаршей семьи, — что это, если не государственное давление?! Английская футбольная федерация, кстати, ловко берет под козырек: мы, мол, прислушиваемся, сотрудничаем и не перечим собственному правительству.
О бойкоте чемпионата мира в России речи пока нет. Слишком это сильнодействующая акция, бомба, которая, взорвавшись, не оставит камня на камне в структуре современного международного футбола. Но, очевидно, что в ложах почетных гостей освободится изрядно мест, которые, убежден, будут заполнены чиновниками и олигархами. Ведь, как выясняется, гостиницы России просто не в состоянии обеспечить прием на высшем уровне всех богачей планеты, любящих футбол и не обращающих внимания на нюансы международной политики. Говорят, что на период чемпионата мира богатые москвичи стали сдавать футбольным болельщикам с тугими кошельками даже личные апартаменты класса люкс.
А простых землян может обрадовать факт, что компьютерная система реализации билетов на футбол уже заработала. Правда, ради заветного билетика многие ждали у мониторов подтверждения онлайн-бронирования вместо мгновений по восемь — десять часов. Но, наверное, это те самые мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Вроде метели в середине марта.