В воскресенье бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, ранее на этой неделе освобожденный из тюрьмы, дал большую пресс-конференцию. Конференция прошла в музее Берлинской стены – сразу после освобождения Ходорковский улетел в столицу Германии – и продлилась чуть менее часа. За это время экс-бизнесмен ответил на вопросы о своих планах на будущее, об освобождении, а также о своем отношении к Владимиру Путину, Юлии Тимошенко и Олимпиаде в Сочи.
В политику Ходорковский не собирается
Еще в самом начале пресс-конференции Ходорковский рассказал, что не пока не строил планов на свободную жизнь. «Я только 36 часов назад получил свободу, поэтому не строил планов на будущее пока. Над этим мне еще предстоит думать и советоваться», - заявил он.
Тем не менее, на закрытой беседе с рядом журналистов, произошедшей до конференции, Ходорковский подчеркнул, что в политику или обратно в бизнес он не собирается. «Вопрос политики, понимая политику как борьбу за власть, для меня тоже не стоит. Мне не интересно и не хочется занимать, как политикам в России приходится, не совсем откровенную позицию. Я считаю, что я добился для себя одного права, которое дорого стоит, это право не говорить то, что я не думаю», - заявил он.
Он также отметил, что не намерен финансировать деятельность российской оппозиции, как это в прошлом делал ЮКОС; Ходорковский рассказал журналистам, что пока не представляет своего нынешнего финансового состояния.
По словам экс-олигарха, вопрос с бизнесом для него также закрыт – в том числе, вести борьбу за предыдущие активы он не намерен. «Нефть для меня всегда была вызовом: смогу ли. Я смог! Мне не интересно повторять. Если бы мне были нужны деньги на жизнь, я бы занялся бизнесом, но сейчас на жизнь мне точно хватит, я футбольных клубов не покупаю», - цитирует его слова агентство «Интерфакс».
Несмотря на то, что пока экс-заключенный №1 не знает, чем займется в дальнейшем, он с уверенностью заявил, что будет «делать для освобождения полизаключенных все», что от него зависит.
Вопрос о возвращении в Россию пока открыт
По словам Михаила Ходорковского, у него не было выбора, ехать ли в Берлин после освобождения или оставаться в России. «Я не имел выбора на этапе своего освобождения. Когда в 2 часа ночи меня разбудил начальник нашего лагеря, мне сказали, что я еду домой. Потом в процессе путешествия я узнал, что оно закончится в Берлине», - цитирует «Газета.Ru» слова бывшего олигарха.
Ходорковский не отрицает возможность возвращения в России, однако этого не произойдет, пока не будет закрыт иск о взыскании 550 миллионов долларов: в случае возвращения Ходорковского этот иск даст основания запретить ему выехать за границу. В настоящее время данный иск находится в Верховном суде; если иск будет снят его решением, Ходорковский будет считать это знаком, «демонстрирующим, что я могу приехать в Россию».
Пока же Ходорковский останется в Германии; он отметил, что не знает, долго ли пробудет в стране, но рассказал, что визу ему выдали на год.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Ходорковский может вернуться в Россию в любой момент по своему желанию.
Экс-глава ЮКОСа не знает подробностей своего помилования
«Мне неизвестны очень многие факты, связанные с моим освобождением. Я благодарен швейцарскому правосудию, дело ЮКОСа было изучено подробнейшим образом, оно было признано политическим. Швейцарский депутат приезжал ко мне в тюрьму, разговаривал с администрацией о тех условиях, в которых я нахожусь», — заявил Ходорковский.
Экс-глава ЮКОСа также не смог отметить на вопрос о том, какое отношение министр иностранных дел Германии Геншер имеет к его освобождению. «Я не имею этой информации. Меня спросили, готов ли я положиться на его участие? Я сказал да, я был с ним знаком ранее», - цитирует «Газета.Ru» его слова.
Ходорковский поблагодарил за участие всю Германию целиком, а также канцлера Ангелу Меркель и главу немецкого МИД Ганса Дитриха Геншера в частности. «Я благодарен Германии за участие в моей судьбе и я меньше всего хотел бы, чтобы в результате этого человеческого участия произошли какие-то проблемы у людей этой страны», - отметил он.
Политзаключенный №1 о Владимире Путине, Юлии Тимошенко и Олимпиаде
В ходе пресс-конференции экс-глава ЮКОСа отметил, что его отношение к президенту России Владимиру Путину не носит эмоциональный окрас. В то же время Ходорковский оценил тот факт, что ситуация, сложившаяся вокруг него, не коснулась его семьи.
«Я отдавал себе отчет еще в тот момент, когда занимался крупным бизнесом, что я занимаюсь жесткими играми. Конечно, по отношению ко мне эта жесткость была несколько расширена, по сравнению с общей практикой. В то же время, должен отметить, мою семью эта ситуация не коснулась. То есть отношение к моей семье всегда было лояльным. И именно это позволило мне не воспринимать это противостояние слишком эмоционально... Я оставил проблему взаимоотношений в сфере прагматической. А прагматика не предусматривает мести, ненависти. Ну, такие условия игры», - цитирует «Интерфакс» ответ экс-олигарха на вопрос о том, испытывает ли он ненависть к президенту.
Комментируя же ситуацию вокруг тюремного заключения экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, Ходорковский отметил, что Янукович мог был взять пример с президента России. «Желаю скорейшего освобождения Юлии Владимировне. Надеюсь, что президент Янукович, который общается часто с Путным, возьмет в этом локальном вопросе с него пример — освобождение хотя бы одного политзаключенного», - заявил он.
Экс-олигарху также был задан вопрос о его отношении к Олимпиаде в Сочи; Ходорковский заявил, что Олимпиада – это «праздник спорта» для миллионов, и не стоит его портить по политическим мотивам.
Ходорковский помнит о своих товарищах по несчастью
В начале конференции бывший бизнесмен отметил, что не может вдаваться в подробности, так как многие фигуранты дела ЮКОСа по-прежнему находятся в местах лишения свободы. «У меня в тюрьме остаются мои товарищи по несчастью. Мой друг Платон Лебедев, Алексей Пичугин», - отметил он.
Ходорковскому также ответить на вопрос о Василии Алексаняне – бывшем юристе ЮКОСа, скончавшегося в 2011 году после продолжительной болезни. В 2006 году Алексанян попал в СИЗО, будучи зараженным вирусом иммунодефицита; в неволе юрист заболел СПИДом, туберкулезом и раком, а также практически ослеп. Алексанян провел в СИЗО около трех лет и был отпущен под залог лишь в 2008 году; к тому моменту вылечить юриста было уже практически невозможно.
«Я очень серьезно эту проблему изучал. Не уверен, что все знаю. Но я думаю, мы знаем исполнителей. Я бы назвал их публично, но я предпочитаю иметь более точную и документированную информацию», - рассказал Ходорковский.
«Алексанян — это крест, который мне нести до конца жизни», - отметил он.