Председатель думского комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов предложил увеличить срок службы в армии до полутора лет. Из Кремля оперативно ответили, что подобных планов на сегодняшний день нет. Но сама постановка такого вопроса красноречива: многие страны перешли или переходят к контрактной армии, а в России до сих пор не утихают споры по этому поводу.
Владислав Шурыгин, военный публицист
— Продлить срок службы — затея разумная, поскольку за год боец ничему не научится. Но ей все равно не суждено воплотиться. Политические издержки окажутся слишком тяжелыми, власть на них не пойдет. Контрактная армия, конечно, лучше, но содержать целиком профессиональную армию в такой большой стране не хватит никаких денег. Срочники должны составлять хотя бы 30-40%.
Антон Крылов, лейтенант запаса
— Какое увеличение срока? Мы что, в сороковые-роковые живем? Ставить под ружье молодых граждан, когда везде не хватает специалистов и рабочих рук, — это и неразумно, и нерентабельно. Ей богу, лучше один хороший военный специалист, чем сотня ошалевших от казармы юнцов.
Анатолий Цыганок, глава Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа
— Инициатива правильная. Как ни старайся, за год солдата не вырастить никакими силами. Да, в идеале сержантский состав должен формироваться из контрактников, но полностью отказываться от призывной системы опасно для Вооруженных сил. А раз так, то о качестве солдата надо тревожиться.
Виктор Литовкин, ответственный редактор газеты «Независимое военное обозрение»
— Плохая мысль. Не надо дергаться: приняли решение — так доведите до конца. Конечно, классным военным специалистом за год не станешь, но для общей подготовки маленьким этот срок не назовешь. В некоторых странах Европы служат и по полгода. В целом же наш путь — это развитие смешанной армии. Контрактник не должен бегать по полю с автоматом, для этого должны быть срочники. Но если речь идет о сложной боевой технике, то там место профессионалу. Согласно официальным установлениям, к 2017 году в армии должно быть около 400 тысяч контрактников и 300 тысяч срочников.
Евгения Семенова, мать двух сыновей
— У меня сестра на Украине — так у них хлопцы в очередь в военкомате стоят. Для многих это единственная возможность определиться к делу, получить специальность. У нас, слава богу, не так. Но если парням дадут возможность выбирать, думаю, российская армия окончательно станет крестьянской: из глубинки ребята подадутся служить, а в городах будут искать место в офисах.