
Российские компании недовольны новыми требованиями Минтранса, а именно – желанием ведомства, чтобы серверы, через которые идет продажа самолетных билетов, были перенесены в Россию. Попытка выполнить эту норму может привести к остановке работы разом всех авиакомпаний.
Соответствующее предупреждение, как стало известно обозревателям «Ведомостей», было высказано еще в июле нынешнего года в письме гендиректора авиакомпании «Сибирь» (входит в S7 Group) Владимира Объедкова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну.
Закон против бизнеса
Большинство российских авиаперевозчиков сейчас пользуются услугами иностранных провайдеров: «Аэрофлот» - американской Sabre, S7 долгое время пользовалась услугами швейцарской SITA, а в нынешнем году начала переход на испанскую Amadeus. С этим же провайдером работают «Уральские авиалинии».
Вторую группу авиаперевозчиков составляют UTair и большинство авиакомпаний, работающих по России: их интернет-инфраструктура завязана на серверы «Сирена-трэвел». Но в этот кластер не входят лоукостер «Победа», пользующаяся услугами американского провайдера Navitair. Особняком стоит компания «Азимут», ее сервисы реализованы на мощностях Национальной системы бронирования (НСБ), которая была создана «Ростехом» совместно с аэропортом «Внуково».
В соответствии с законом о хранении персональных данных граждан на территории РФ Минтранс требует от авиакомпаний, чтобы они пользовались серверами, которые физически будут находиться в России. Это означает, что либо иностранным провайдерам необходимо инвестировать сотни миллионов долларов в создание компьютерной инфраструктуры, либо же самим авиаперевозчикам следует менять провайдеров на российских.
Sabre и Amadeus вполне могут не захотеть тратить свои средства в развитие российских филиалов; российские же провайдеры просто не обеспечивают возможности работы на международном рынке. В наиболее тяжелом положении оказываются S7 и Аэрофлот: обе авиакомпании являются участниками глобальных авиационных альянсов Sky Team и One World, а российские системы не дают возможности взаимодействовать с другими участниками альянсов. Если ситуация будет разворачиваться по этому сценарию, потери S7, по оценке Объедкова, составят около пяти миллиардов рублей.
Передел рынка?
Пока представители авиабизнеса предпочитают отмалчиваться по поводу происходящего. В пресс-службе «Аэрофлота» комментировать ситуацию отказались, S7, Sabre и Amadeus не стали отвечать на запросы «Ведомостей».
Между тем речь идет о перераспределении очень значительных денежных потоков. Российские провайдеры берут с авиакомпаний по 100 рублей за каждое бронирование; учитывая, что в прошлом году российские авиаперевозчики перевезли 105 миллионов пассажиров, общий объем рынка составляет около 10 млрд рублей.
В прошлые годы авиационное сообщество уже обвиняло «Росавиацию», структурное подразделение Минтранса, в выжимании денег из отрасли. В августе 2017 года сообщалось, что ведомство намерено аннулировать лицензии пяти тысяч пилотов. Под удар попала примерно четверть всего летного состава страны. Причина массовых санкций состояла в том, что чиновники решили, что коммерческие центры подготовки пилотов некачественно обучали курсантов. Те, в свою очередь, возражали, что подготовка проводилась по стандартам и методикам, созданным самой «Росавиацией». Пилоты и летные центры даже подали иск в Международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ICAO с просьбой защитить их от произвола авиационных властей.