Итоги лета

Пусть россияне и стали меньше денег откладывать на отдых, но приоритетными для них остаются поездки за рубеж. Заграничные отели готовы приплачивать отдыхающим из своего кармана. Туристам дарят деньги, бесплатные ночи, и все это по ценам прошлого года. Таковы итоги летнего туристического сезона.

Летний сезон отпусков ждали не только потенциальные отдыхающие, но и турфирмы. Если первые считали отложенные на отдых денежки и выгадывали более дешевые варианты поездки, то компании надеялись отыграться за практически проваленный весенний сезон, в то же время со страхом ожидая 30-процентного падения рынка. Их настораживал факт, что в безденежные времена россияне постараются сами организовать свой отдых, а таких сознательных в нашей стране, по данным агентства «Ромир», 23%.

Только к началу осени стало ясно, что сезон не стал для отрасли совсем уж неудачным. Общее число выехавших за рубеж россиян сократилось за лето не на 30 прогнозируемых процентов, а на 20 (по сравнению с прошлым летом). Официальная статистика Росстата по этому сезону появится позже. Но уже сейчас можно подсчитать, что за июнь, июль и август за границу выехали около 3 млн. россиян (в 2008-м — 3,8 млн). Из них, по данным АТОР, около 700 тысяч человек отправились в деловые поездки (а в прошлом году — миллион).

Скидки не удались

В этом сезоне выиграли россияне, имевшие сбережения в валюте. Они смогли оценить новую ценовую политику туротрасли. Так, стоимость проживания в долларовом эквиваленте отельеры скинули на 15–30%. На дорогие и экзотические направления, такие как Мальдивы или Доминикана, цена упала до 50%.

Но несмотря на кризис ожидаемого снижения стоимости туров не произошло. Цены остались на прошлогоднем уровне. Все дело в курсовой разнице. Выросшие в цене по сравнению с прошлым летом доллар и евро «съели» скидки. «Наш рубль сдал свои позиции и подешевел примерно на 30%, поэтому в рублевом расчете ничего не изменилось», — подтвердила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. «Все ругаются, что туроператоры завысили цену, но она складывается из стоимости всех входящих в путевку услуг. Если, например, перевозчик делает скидку туроператору, то это сразу отражается на цене тура. Максимальная наценка оператора составляет 3–4%», — возмущается президент РСТ Сергей Шпилько.

Туристы меняют привычки

Цены на путевки вынудили обедневших туристов изменить свои привычки. Во-первых, сократилось время отдыха даже на недорогих курортах. К примеру, те, кто раньше брал полноценный отпуск на 20 дней и все три недели проводил в Крыму, в этом году отдыхали только неделю, хотя и старались ни в чем себе не отказывать. А заграничные вояжи россияне сократили на несколько дней: 10 дней — самый популярный срок тура в этом сезоне.

Кроме того, отпускники пожертвовали качеством сервиса и практически не покупали путевки в 4-5-звездочные отели. Зато две-три звезды улетали на ура.

Куда россияне не едут

Федеральное агентство по туризму уже констатировало снижение турпотока в первом полугодии 2009 года по ряду популярных прежде направлений. Самые большие потери понесли Китай, Украина, Турция и Греция. И летом эта тенденция продолжилась.

Поток российских туристов в Поднебесную сократился вдвое (минус 60%). Причину такого резкого падения спроса эксперты Российского союза туриндустрии видят в ужесточении таможенных правил ввоза товаров в Россию. Путешественники, ввозившие ранее коммерческие партии китайских товаров под видом предметов для личного пользования, отказались от поездок. Их оказалось большинство.

На втором месте среди аутсайдеров — Украина. По разным оценкам, её потери в числе туристов составили от 48 до 60%. В РСТ причинами отказа от любимого курорта считают дорогую дорогу, плохой сервис и высокие цены на отели. В Турцию и Грецию не поехали примерно 19% российских отдыхающих. Здесь роль сыграли цены. «Турецкие отели не захотели опускать стоимость проживания. На фоне других снижений это выглядело дороговато», — поясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Впервые за много лет турецкие курорты уступили первое место Египту, который тоже потерял, но меньше — 8%. Хотя сами турки утверждают, что к ним не доехали этим летом всего 10% русских путешественников. По Греции были очень хорошие скидки, но из-за курсовой разницы и нераскрученности это направление все равно просело.

Также потеряла клиентов из России испанская туриндустрия. Падение составило 17%. Более 40% упустил Таиланд (в основном из-за политической обстановки в стране). Довольно много потеряли ОАЭ (24%), Италия (19%), Тунис (19%), Финляндия (16%) и Франция (14%).

Кого туристы предпочли

На фоне падения туристического потока с настоящей победой в борьбе за отдыхающих можно поздравить Израиль (+63%) и США (+36). «Израиль популярен, так как отменил визы. К тому же на этот рынок вышли новые операторы, которые вкладывались в рекламу и продвижение направления», — считает вице-президент АТОР Владимир Канторович.

Успехи США связывают с облегчением визового режима. «Спрос охарактеризован также низким курсом доллара к евро и спецпредложениями, которые приблизили стоимость туров за океан к европейским», — отметили в РСТ.

На третье место по росту российского турпотока вырвалась Доминиканская Республика. Как считают эксперты, Доминикана заменила Мексику, которая стала очагом распространения свиного гриппа. Но свое дело сделали и доступные турпакеты.

Россияне предпочли поехать в Южную Корею (+24%), Швейцарию (+26%), Нидерланды (+21%), Латвию (+12%), Великобританию (+9) и Болгарию (+8%). Остался прежним спрос на Индию, Вьетнам, Германию, Черногорию и Кипр.

Овербукинг с русским акцентом

Ситуаций, когда приехавших туристов отказывались заселять, так как номера были заняты другими гостями, в этом сезоне практически не было. По данным Ирины Тюриной, число «перебронирований» (овербукинга) не превысило в этом сезоне 10–15%, это хороший показатель даже для стабильного рынка, не говоря уже о кризисном. Большинство неприятностей с заселением были связаны с недостатком денег у турфирм. Они не успевали вовремя оплачивать отдых, в отеле снимали бронь и отказывались предоставлять номера уже прибывшим путешественникам.

Особенно отличился «Турбазар». Компания попала в черный список ненадежных партнеров агентской сети Global Travel, отмечает агентство «Туринфо». А самый громкий скандал был с группой подростков из Питера, которых фирма «Открытый мир» отправила в Испанию, но оплатить проживание «забыла». В итоге школьники, которые приехали туда на сборы по синхронному плаванию, маялись по соседним отелям, а их проживание до того, как ситуацию разрулили, оплачивали тренеры из своего кармана.

Родина стала гиблым местом

За летний сезон на отдыхе погибло 117 россиян. В списке стран, где с нашими туристами случались несчастья, 23 названия. Но согласно статистике РСТ, чаще всего происшествия с нашими туристами происходят именно в России. Только в мае—июне в нашей стране погибли 78 и пострадал 171 человек. На втором месте Украина — 33 происшествия, 17 погибших, 47 пострадавших. На третьем — Турция. Здесь произошло 8 происшествий, в результате которых погибли трое, 26 человек пострадали. Далее Египет — 4 происшествия, 1 погибший, 5 пострадавших.

Чаще всего россияне гибнут в результате несчастных случаев: попадают под поезд, падают в пропасть во время восхождения или экскурсии, травятся и умирают от сердечных приступов во время купания в бассейне. Кроме того, среди жертв много утонувших — так погибли 93 туриста.

На втором месте по численности — ДТП, в которых погибли 15 человек. Больше всего аварий произошло на Украине (8 случаев).

Туроператоры уходят с рынка

Ещё весной эксперты прогнозировали, что к осени туристический рынок недосчитается многих компаний. Но не тут-то было. «Случаи банкротства были единичными. На моей памяти всего несколько значительных компаний ушли с рынка в этом году», — говорит Ирина Тюрина. Среди них — сеть турагентств «Куда.ru» с долгом в 20 млн. долларов, российское отделение турецкого оператора GTI Travel и компания «Мир без границ», оставившая более 150 туристов без отдыха.

Наблюдается другая тенденция. «Многие туроператоры становятся агентствами. Ведь операторам надо выплачивать фингарантии страховщикам. Откуда у регионального оператора 30 млн. рублей для минимального взноса, если его годовой доход меньше?» — возмущается Тюрина. Это значит, что турбизнес укрупняется, и к следующему сезону на рынке может оказаться всего несколько игроков, которые будут продавать путевки через сеть мелких агентств. А это чревато снижением конкуренции, ценовым сговором и, соответственно, ростом стоимости путевок.

Цифры

Наши держат цены

Самыми популярными местами отдыха на родных просторах стали Сочи, Анапа и Минеральные Воды. По данным РЖД, именно по указанным направлениям в этом году наблюдался рост пассажиропотока. В Сочи за лето побывали 1,7 млн. человек (на 1% больше, чем в 2008 году), в Анапе — 749,3 тысячи человек (+3%), в Минеральных Водах — 382 тысячи (+7%).

Несмотря на это, курорты юга России тоже недосчитались минимум 25–30% гостей. Отели в начале сезона выставили цены на 10% выше, чем в прошлом году. И только в июле, когда первый месяц лета оказался полностью провальным, цены стали потихоньку опускаться. Но наверстать потери не успели, а туристы из Сочи переметнулись в Крым — там было дешевле даже с учетом наценок. «Только перелет в Сочи стоит 14 тысяч туда и обратно, а в Турцию за 20 тысяч можно уехать на неделю. Туристы и не поехали из-за соотношения цены и качества», — говорит Ирина Тюрина.

Прогноз

Берегитесь банкротов

Сейчас турфирмы переживают трудный для них, особенно в кризис, период межсезонья. Летний ажиотаж (пусть и не такой сильный, как в прошлом году) уже спал, а зимние туры путешественники пока раскупать не особенно стремятся. То есть в расходах турфирм образуется кассовый разрыв. Между тем, несмотря на резкое снижение поступлений, содержать компанию все равно приходится: это и оплата аренды офиса, и расходы на связь, и зарплата сотрудникам, и транши по ранее заключенным договорам бронирования. У многих небольших компаний может не хватить запаса прочности, чтобы пережить это время.

Эксперты рынка уверены, что до Нового года по этой причине не дотянет четверть турфирм. Поэтому, планируя отдых, лучше все-таки выбирать крупную, известную компанию (желательно туроператора), а не никому не известное агентство. Оно может «схлопнуться» и исчезнуть, так и не успев расплатиться с отелями и авиакомпаниями. Исчезнуть по-тихому, без скандала, большой фирме практически невозможно, и вернуть свои деньги в этом случае будет гораздо легче.