Принцы, шуты и короли

Камерный музыкальный театр после кончины своего отца-основателя Бориса Александровича Покровского переживает нелегкие творческие времена.

Но будем справедливы: он изо всех сил старается выбраться из художественного пике. В год столетия своего худрука здесь придумали интересный проект — студию начинающих режиссеров. На ее первые опыты с любопытством взглянул корреспондент «Труда».

Эксперимент начали с оригинального шага. В знаменитом вокальном цикле Валерия Гаврилина «Русская тетрадь» с подачи молодого режиссера Дениса Азарова попытались распознать черты монооперы. Так родилось размышление о судьбе русской женщины, переживающей трагедию потери ребенка и становящейся вечным символом страдания и любви. Жесткое, но захватывающее зрелище усилено надрывным вокалом Екатерины Большаковой.

Напротив, одноактовка «Дневник Анны Франк» Григория Фрида в примитивно-иллюстративном решении выпускницы РАТИ Екатерины Василевой (ее спектакль — как бы фотоальбом, в котором оживают воспоминания девочки) смотрится очень наивно и прямолинейно. Для студенческой пробы, может, не беда, но до статуса репертуарного спектакля столичного театра явно не дотягивает.

Последующее две попытки «студийной» режиссуры оказались более цельными. Речь об «Альбоме Алисы» Владимира Рубина в постановке Наталии Анастасьевой. Композитор обозначил сочинение как «оперу-поэму»: либретто не следует сюжету «Алисы» Кэрролла, а лишь отталкивается от него. Режиссер представляет героиню в двух ипостасях — этих двух Алис исполнили, кажется, самая высокая и самая маленькая певицы труппы Камерного театра. Получилась добрая сказка с участием цирковых артистов, которая точно доставит удовольствие зрителю любого возраста.

Самой солидной работой режиссерской студии оказалось «Каприччио в черном и белом» Владимира Кобекина. Первую часть диптиха «Шут и король» по пьесе бельгийского драматурга Мишеля де Гельдероде «Эскориал» поставил уже знакомый по «Русской тетради» Денис Азаров, вторую, кобекинскую оперную версию уайльдовского «Счастливого принца» — Сергей Терехов, раньше работавший на подхвате у Романа Виктюка. «Черные» переиграли «белых», как говорится, с явным преимуществом. Во-первых, история человека, погубленного властью, куда интереснее получившейся слащавой любовной истории, где главное действующее лицо — Ласточка — нелепо до комичности и оставляет впечатление жертвы «птичьего гриппа». И партитура «Принца», созданная композитором как дополнение к «Шуту и королю» до полнометражного оперного вечера, тоже скромнее. Музыка же «Короля» камерна только по форме, по силе художественного высказывания это мощное философско-нравственное сочинение.

Азаров опять предлагает концепцию жесткую, моментами на грани эстетического шока. Вино становится кровью и льется рекой. Режиссер нарочито вовлекает зал в «запретные игры». И выигрывает, становясь явным лидером всего молодежного проекта. И пусть КПД затеи пока не слишком высок, но очевидны две крайне важные для нашего оперного театра вещи. Во-первых, при всей внутренней враждебности художественной среды театр способен выпестовать преемников. А во-вторых, что не менее интригует, в России не перевелись оперные композиторы. В новом сезоне на сцене Камерного театра ожидается премьера еще одной оперы Владимира Кобекина — «Холстомер», уже в постановке худрука Михаила Кислярова. ?