В Музее современной истории России прошло обсуждение проекта спасения знаменитой телебашни на Шаболовке. Шедевр великого русского инженера Владимира Шухова требует принятия немедленных мер.
10 лет назад, когда отмечалось
Наследие Шухова оберегают в Узбекистане, Белоруссии, на Украине (Аджигольский маяк под Херсоном до сих пор работает!). По его проектам до сих пор строят телебашни, в том числе высочайшие, как, например,
В России вроде тоже не все так плохо. Ради спасения водонапорной башни в Петушках местная школьница подняла на ноги общественность. В Краснодаре вокруг такой башни строят торговый центр, обещая сделать ее архитектурной доминантой. Башня в Полибино (первое в мире сооружение-гиперболоид, построенное Шуховым для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году и затем перевезенное в имение липецкого мецената) реставрируется на скромные средства Минкульта. Из-за исторической башни-опоры линии электропередачи в Дзержинске правительство Нижегородской области судилось с владельцем, заставив привести ее в порядок. Один из владельцев Выксинского металлургического комбината, где тоже стоит башня, даже съездил в Рурский музей истории угледобычи за опытом реставрации промышленных сооружений.
13 марта
А РТРС изображает бурную деятельность, заказав проект, предполагающий реставрацию основных секций на месте, а двух верхних (20 м в высоту и 20 т веса каждая) на другой площадке, куда их доставят вертолетами. Насколько безопасна транспортировка такого груза над Москвой? С другой стороны — как вести работы на месте, если вплотную к основанию башни стоят здание самой РТРС, жилой дом и бизнес-центр «Шухов Плаза»? Ответов нет, а 14 млн бюджетных рублей из оставшихся 60 уже потрачены на проектирование.
Между тем архитектурное бюро «Четвертое измерение» предлагает концепцию гораздо более продуманную. На встрече в Музее современной истории ее представил автор идеи — профессор МАРХИ Юрий Волчок:
— Башню накрывают комбинированным коробом из «силовых лесов» и стекла, который будет защищать ее от внешних нагрузок и обеспечивать проведение экспертных и реставрационных работ. Две стены — глухие, для удобства ведения работ, две — прозрачные, чтобы ею можно было любоваться, несмотря на реставрацию. Впоследствии короб разбирается, территория вокруг башни реконструируется и создается Центр строительных и информационных технологий им. Шухова. РТРС может переместить свои службы в расположенный по соседству и стоящий 20 лет без дела долгострой Военно-космических сил....
Но РТРС такой центр не нужен. Так не логичнее ли было бы передать башню городу? Ведь обветшавшая конструкция может просто рухнуть! Это 160 тонн железа, растянутые на 160 м длины. А рядом — улицы, жилые дома.
Есть, впрочем, самый примитивный вариант: объявить башню дошедшей в своей аварийности до точки невозврата и разобрать. Президент фонда «Шуховская башня», правнук выдающегося инженера Владимир Шухов поделился с «Трудом» вопросами, не дающими ему покоя:
— Почему в течение 20 лет владелец ничего не предпринимал, ведь чем раньше взялись бы за ремонт, тем он был бы дешевле!? Почему не допускают к обследованию зарубежных специалистов? Почему за невыполнение закона об охране памятников, постановления Госдумы и обещаний, данных руководителям государства, никто до сих пор не ответил? И почему, не интересуясь башней, собственник не отдает ее?
Рискнем предположить: избавившись от шуховского творения, на этом месте можно было бы возвести небоскреб той же высоты, в котором продажная стоимость площадей составит порядка полмиллиарда долларов. Башня гибнет за металл?