23 февраля у пианистки, умницы, красавицы Екатерины Мечетиной концерт в Большом зале консерватории. Редко кому дано прославиться в 13 лет, но трижды редкость — сохранить и упрочить звездный статус во взрослом возрасте. Кате удалось и то и другое. Она — сценический партнер Ростроповича, Спивакова, других прославленных музыкантов. Может быть, еще и потому, что истинная яркость сочетается в ней с полным отсутствием звездной болезни: ее суждения о себе трезвы, порой поразительно жестки. А ведь она не только замечательный музыкант, но и на редкость красивая женщина. Накануне нового выступления Екатерина рассказала корреспонденту «Труда» о своих свежих музыкальных идеях, недавних ярких событиях, разочарованиях и надеждах.
— Что играете на сей раз?
— Это абонементный концерт Московской филармонии, называется «Испанский час». У меня две пьесы. Одна — «Ночи в садах Испании» Де Фальи, где рояль самим композитором вплетен в ткань оркестра (мы играем с оркестром «Новая Россия», которым дирижирует Александр Сладковский). А вторая, напротив, изначально сольная — это знаменитая «Испанская рапсодия» Листа, к которой впоследствии Бузони для красочности добавил оркестр. На моей памяти ее у нас никто не играл. А во второй половине программы будет солировать замечательный скрипач Никита Борисоглебский («Испанская симфония» Лало).
— Вундеркинды — самое счастливое и одновременно несчастное племя. Неизбежен момент, когда ты перестаешь умилять окружающих и жизнь поворачивается к тебе своей жесткой стороной. Как вы эту ломку пережили?
—
— Переходя из ЦМШ в консерваторию, из консерватории — в аспирантуру, вы всякий раз меняли педагога, чем давали пищу для пересудов о вашей якобы конъюнктурности…
— Какая чепуха! Класс Тамары Леонидовны Колосс в ЦМШ я, понятно, не выбирала, туда меня отдали родители. Очень рада, что проучилась у нее все 11 лет, она дала мне фантастическую базу — можно считать, что музыкантски, технологически я уже была готовым профессионалом, оставалось только зреть внутренне. Владимира Павловича Овчинникова в консерватории я выбрала сознательно, хотя это решение удивило многих: он был совсем молодым педагогом, не отягощенным званиями и властью. Меня привлекло то, что он, концертирующий пианист, мог бы поделиться со мной богатым сценическим опытом, в отличие от многих более именитых профессоров, которые либо давно забыли, что такое играть на сцене, либо вообще никогда на ней активно не работали. Но потом Владимир Павлович получил приглашение преподавать в Японии и уехал. Вот так я совершенно естественным образом на стадии огранки мастерства попала в класс Сергея Леонидовича Доренского. И счастлива, так как именно у него получила то, что в тот момент было нужнее всего: он научил чувству формы, осмысленности музыкальной фразы, ощущению музыкального дыхания. До сих пор постоянно с ним общаюсь. Ему достаточно одного прослушивания, после чего он говорит несколько коротких фраз, и все встает на место. А еще лучше, когда сам показывает. Такой культуры звука сейчас уже почти ни у кого не встретишь. Старая школа его замечательного учителя Григория Гинзбурга…
— Распространено мнение, что эпоха великих музыкантов закончилась с массовым распространением звукозаписи: молодые просто стали копировать с пластинок игру Гинзбурга, Гилельса
— Возможно, но я думаю, что эпоха великих закончилась прежде всего с появлением конкурсов.
— И это говорит участница едва ли не десятка конкурсов?!
— И лауреат семи из них. Но потому и говорю, что знаю. Я в юные годы тоже верила в конкурсы. Тем более что мой первый конкурс действительно оказался для меня очень удачным. Повезло — не сломали на первой же попытке. Я завоевала первую премию, 25 тысяч долларов, на которые был приобретен рояль, служащий мне и поныне. Но потом все было не так радужно — вторые, третьи премии. А после очень болезненной осечки — не пропустили на третий тур в Израиле — я задумалась: всегда ли конкурс отражает действительное положение вещей? Даже не хочу сейчас говорить о несправедливом судействе. Но самый беспристрастный конкурс необъективен именно в силу своей беспристрастности.
-То есть?
— Он фиксирует твое сиюминутное состояние, а ты сегодня, допустим, болен и играешь гораздо ниже возможностей. Конкурс, конечно, может дать толчок твоему развитию, но настоящая карьера выстраивается долго, как большое здание по кирпичику.
— А бывали и случаи явной несправедливости по отношению к вам?
— Сами посудите, не попасть в финал — ну, бывает, но чтоб не пропустили даже на второй тур, как это произошло на конкурсе Дино Чани в Милане?.. Это уже
— Кому же из итальянцев вы могли помешать?
— Подозреваю, не итальянцам, а нашим. Вернее, южнокорейцам, которые за большие деньги обучаются у наших профессоров, и те их возят с собой на конкурсы, где сами состоят в жюри. Вот тогда я и поняла, что конкурсы крайне малоэффективны. Например, в плане новых ангажементов они не дают почти ничего. Встречи с яркими личностями, как с тем же Спиваковым, значат куда больше любого конкурса. Тем более встреча с Родионом Щедриным.
— Расскажите о ней.
— Это было несколько лет назад на фестивале, посвященном
— Что вам милее — гастрольные странствия или родные стены?
— И то и другое. Когда подолгу сидишь дома, тянет в путь. А в дальних краях скучаешь по дому. К тому же судьба концертирующего пианиста такова, что чаще всего ездишь в одиночестве, а я это не очень люблю. Куда веселее путешествовать с оркестром, но такое — редкость.
— В вашем послужном списке — почти все главные залы мира.
— Есть еще непокоренные, например
— Какой из «покоренных» был к вам наиболее расположен?
— Мне очень понравился «Концертгебау» в Амстердаме. После премьеры Шестого концерта Щедрина и тех самых «Озорных частушек» публика аплодировала стоя. А ведь это зал с великими традициями. Счастливейший момент моей жизни.
— А Большой зал Московской консерватории?
— Тоже любимый, но непростой. Здесь ведь сидят те, кто знает тебя с детских лет, и, увы, не только доброжелатели. Сейчас я уже отношусь к этому спокойнее,
— А когда впервые вышли на эту сцену, сильно волновались?
— Это было лет в шесть — кстати, я исполняла Щедрина, его «Тройку», в составе ансамбля. Но того концерта не помню, мне о нем рассказывали родители. А следующее выступление состоялось на юношеском конкурсе имени Шопена, мне было 13. В детстве волнение совершенно другое, чем во взрослом состоянии. Испытываешь кураж: поскорее выйти на сцену, сыграть лучше других. Еще нет экзистенциальных страхов: а что будет, если вдруг сыграю плохо, не закончится ли на этом моя карьера и вся жизнь… Эти опасения возникают лет в 15, когда в сознании появляется понятие «репутация» и, соответственно, страх ее потерять.
— Каково же лекарство от страха?
— Ужас в том, что лекарства нет. Конечно, помогает большой опыт. Но даже тщательно выученная программа — не гарантия, что не будешь бояться. Случается и наоборот: ты не вполне готова, но зато есть
— А бывают залы, тяжелые на подъем?
— Непросто играть, например, в Петербурге, особенно москвичу. Вспомните про давнее негласное соперничество двух столиц. С другой стороны, там в филармонии работают замечательные люди, да и публика квалифицированнейшая. Нет, Петербург — прекрасный город. Вообще, нет плохих залов или плохих городов. Бывают неудачные концерты.
— Если не секрет, где?
— Однажды в Баку был.
— Рихтер ненавидел, когда в зале кашляют, это ему страшно мешало…
— Знаете, у меня по поводу кашля есть своя теория, может, не такая уж ненаучная. Когда человек слушает музыку, у него непроизвольно напрягаются голосовые связки, и чем внимательнее он слушает, тем сильнее напряжение. Отсюда кашель, на который я, в отличие от Рихтера, не обижаюсь. Вот мобильники, звонящие во время концерта, действительно беда. Недавно играла на Северном Кипре, и в сокровенном, лиричнейшем месте программы у
— Что вы им играли?
—
— Ваш маститый коллега Николай Петров считает, что в концертах звучат
— Думаю, что причина
— Что еще из ярких событий последнего времени вспомните?
— Состоявшийся в православное Рождество авторский вечер Родиона Щедрина в Московской филармонии, где я играла российскую премьеру его цикла «Простые страницы». А буквально на следующий день прошел концерт молодых преподавателей Московской консерватории, к числу которых я, к большой моей радости и гордости, с этого года принадлежу. Мы все в этот вечер исполняли Шопена к
— С удивлением прочел в одном очерке, что на популярный вопрос «Любите ли вы Брамса?» вы отвечаете отрицательно.
— Это неточно. Я с удовольствием граю его ансамбли, но вот в брамсовских произведениях для рояля соло мне пока
— Удивительно, что в вашем развитии пока что почти не задействован еще один ваш талант помимо музыкального — ваша красота, благодаря которой вы могли бы стать настоящей звездой
— Спасибо. Вот уж куда меня пока не звали, даже жаль. С другой стороны, джаз я не играю. С восхищением слушала на «Крещендо» джазовые концерты Дениса Мацуева, совершенно потрясающие энергетически. С грустью думаю, что никогда больше не услышу замечательный дуэт Дениса и покойного Георгия Гараняна… Но сама этим искусством совсем не владею. Я по натуре не импровизатор.
— Чтобы попасть в
— Боюсь, никто бы не решился подойти ко мне с таким предложением. (Смеется.) Правда, с недавних пор я попробовала себя на телевидении — конечно, не в попсовом шоу, а в передаче о серьезном искусстве. В 2008 году мы со Святославом Бэлзой вели детский конкурс «Щелкунчик» на канале «Культура», там же меня пригласили и в жюри. В
— Ксюша Собчак, насколько знаю, на ведущую не училась.
— Она и так яркая личность.
— Ну не вам жаловаться на недостаток яркости. Кстати, что для вас красота — дар Божий или хлопотное хозяйство?
— И то и другое. Но эти хлопоты приятны. Например, выбор концертного платья.
— Подбираете к интерьеру зала?
— Нет, главное — чтобы не мешало играть, вот почему люблю открытые плечи, а вовсе не из
— А как насчет драгоценностей?
— У меня есть небольшой набор украшений. Больше всего люблю жемчужину — крупную, как вишня, на цепочке, — которую мне подарила Майя Михайловна Плисецкая после одного из концертов, где я играла музыку ее мужа Щедрина.
— Не чувствуете ревности с ее стороны? Ведь вы как бы забрали у нее частичку Щедрина…
— Ну что вы, какая ревность. Я безмерно уважаю Майю Михайловну как недосягаемый образец женственности и творческого начала. Знаю, что и она это же ценит в людях. А Щедрина я не «забирала», наоборот, в
— Но вы же Родиону Константиновичу наверняка нравитесь не только как пианистка композитору.
— Как настоящий мужчина он, конечно, умеет ценить женскую красоту. Пишет мне такие изысканные памятные надписи на нотах!
— Вряд ли все ваши поклонники столь же сдержанны.
— О да. Бывало, подкладывали под дверь безумное количество цветов. А однажды мне подарили ноутбук! Чувствовала себя крайне неловко, но то был очень хороший человек, и он твердо сказал, что назад в магазин вещь не понесет. Пришлось принять… Недавно подарили коньки, чем очень меня обрадовали: я каталась на коньках в детстве, а потом случая не было.
— Ну, а что из красивых вещей вы сами себе купили в последнее время?
— Из красивых вещей? Честно говоря, вы меня поставили в тупик. Я не такая уж любительница шопинга, не принадлежу к тем, кто считает его лучшим средством поднять настроение. Если покупаю, то по необходимости. Ну разве что… Вот шапку из чернобурки купила в
— А как насчет модной нынче темы защиты прав животных?
— Я не лицемер. Ем и мясо, и рыбу. Если уж увлекаться этой философией, то до конца и бескомпромиссно. А у меня нет для этого достаточных импульсов. Конечно, жалею животных, из которых эти шапки делаются. Но не настолько, чтобы отказаться от натурального меха, тем более в наш русский мороз. Да что там русский, вот я возвращалась недавно из коротких зимних каникул, которые провела в Австрии. И гуляя полдня по Зальцбургу, увидела с десяток дам в шубах, и никто их за руки не хватал и краской не обливал. Свою любовь к животным я выражаю с помощью кота и кошки, которые живут у меня дома.
— На наше интервью вы приехали на спортивном «Мерседесе» — предпочитаете спортивный стиль?
— Не могу себя назвать очень уж спортивным человеком. Правда, последнее время увлеклась горными лыжами. Ну и летом катаюсь на роликах в Сокольниках, поскольку живу рядом. А машина — повседневная необходимость. Я 12 лет за рулем.
— Аккуратно ездите? Гаишники не проявляют к такой видной водительнице повышенного внимания?
— Стараюсь не лихачить. Конечно, случается, что останавливают. Но у меня с собой в машине фотография с Владимиром Путиным. Инспекторы интересуются: когда, где, как?.. Рассказываю. Как правило, отпускают без больших карательных мер.
— Ну и когда, где, как?
— Это было лет пять назад во время фестиваля «Крещендо». Владимир Владимирович пригласил всех участников, меня в том числе, в Кремль. Меня тогда удивило, насколько он оказался подготовлен к беседе — был в курсе многих проблем, с которыми сталкиваются музыканты. А некоторые из них потом очень быстро стали решаться. Например, зашла речь о Колонном зале Дома союзов — о том, что в Москве не хватает площадок для классической музыки, в то же время прекрасный старинный зал используется не по назначению, потому что принадлежит профсоюзам… Путин очень заинтересовался, стал диктовать поручения своему советнику Лаптеву. И буквально через несколько месяцев в Колонном состоялся первый фестиваль симфонических оркестров мира.
— У успешных артистов принято устраивать себе «запасной аэродром»
— У меня пока нет таких планов.
— За что себя любите больше всего, а за что не любите?
— Люблю? Наверное, за то, что иногда удается жить в гармонии с собой. В последнее время эти моменты стали более частыми. Я специально проводила с собой работу — не заноситься головой в облака от удач, не впадать в отчаянье от неудач. А не люблю — за бездарность.
— Ничего себе признание!
— У меня перед каждым концертом бывает полоса просто ненависти к себе за то, что
— Что помогает справиться с негативом — хорошие фильмы, книги?
— Помогает только работа. Чтение ради релаксации не практикую. Я читаю очень быстро, и если попадется
— А какую музыку для релаксации случаете?
— Самую разную. В машине постоянно включено радио. Но стараюсь выбирать станции, где не играет современная российская попса. Не то чтобы ее не люблю — она мне не очень интересна. В ней есть, конечно, удачи, но редкие, к сожалению. Больше люблю музыку с оттенком ретро. Например, практически все, что делает Стинг. Босановы всякие — Жоау и Аструд Жильберту, Жобима. То есть красивую, гармонически интересную мелодичную музыку, которая не подходит под определение попсы.
— Наверное, ходили на недавние концерты Бейонсе, Хьюстон?
— Не могу сказать, что поклонница Хьюстон. Насчет Бейонсе — пока слышала только это имя. Знаю, что она получила немыслимое количество «Грэмми». Я вообще за всю жизнь считанные разы была на
— На десерт позвольте интимный вопрос: невозможно представить, чтобы такая яркая женщина была по жизни одна…
— У меня бывали разные полосы в жизни. В
— Ваш друг не одобрял вашу чрезмерную профессиональную востребованность?
— Нет, разногласия были в другом, мы