Главная Жизнь 00:07 22 Января 2016 3633
Трамвайный Бах, или Вчера и завтра любимого транспорта поэтов

В Калининграде старины не так уж много. Неужели и трамвай – кстати, старейший на территории современной России - ждет та же судьба?

Сергей Бирюков, Калининград – Москва

В калининградском трамвае есть что-то игрушечное, даже сказочное. В самой большой стране мира, во всем любящей ширь, где даже стандартная трамвайная колея (как и, кстати, железнодорожная) внушительней, чем в прочих государствах, вдруг увидеть вагончики, бегающие по полотну 1000 миллиметров — словно попасть в детскую книжку про старинный город с брусчаткой на узких улицах, стрельчатыми крышами высоких домов и флюгерами на фигурных башенках церквей. Впрочем, в сегодняшнем Калининграде этой старины не так уж много — не пережила потрясений последнего столетия. Неужели и трамвай — кстати, старейший на территории современной России, справивший в 2015 году свое 120-летие — ждет та же судьба? Побывав в конце минувшего года в Калининграде, корреспондент «Труда» убедился, что шансы на спасение есть. А если повезет, то даже и на активное развитие.

Кто кого, трамвай или автобус?

Помню один из визитов в Калининград в 1990-е. Раны Великой Отечественной, так полностью и не залеченные за советское время, в пору разрухи особенно бросались в глаза. Мы ехали по одному из проспектов, уныло обстроенному панельными девятиэтажками. Вдруг, вынырнув из-под колес нашего автобуса, заброшенная трамвайная линия вильнула с центра улицы и канула куда-то во дворы. Явно, когда строили этот микрорайон, никто о судьбе трамвая не думал... Что удивляться, после Победы остатки довоенного Кенигсберга сносили целыми кварталами, не дрогнула рука даже уничтожить королевский замок: реставрация всегда сложнее и дороже нового строительства, тем более что строили свое, советское, а реставрировать бы пришлось чужое, немецкое...

С трамваем получилось не так мрачно. В трудном 1946 году, в праздничный тогда день 7 ноября, новая власть смогла после почти двухлетнего перерыва, связанного с войной, возобновить движение. Постепенно число маршрутов дошло до 10 (до войны было 15). В 1975 году на линии выходили 175 вагонов (до войны — 250), которые обеспечивали 75 процентов перевозок городского пассажирского транспорта.

Что общего у кота и трамвая? Дом, т.е.депо. Здесь местные матроскины находятся на службе - гоняют крыс, чтобы те не точили зубы о проводку

Коллапс наступил в 2000-х. Из-за экономических трудностей постепенно закрылось большинство маршрутов. На сегодня в городе официально действуют только два из них. А по факту — один, 5-й. Т.к. 3-й «временно не функционирует» из-за введения одностороннего движения автотранспорта в районе Южного вокзала. Говорят, мера вынужденная, вызванная ремонтом мостов на аллее Смелых и улице Суворова. Ремонт, как обещает руководство города, завершится к концу 2016 года.

Парадокс: в городе сохранилось довольно много, процентов 40, довоенных трамвайных путей. Центр ими буквально испещрен — но трамвай по ним не ходит. Например, на проспекте Мира в районе зоопарка, драмтеатра, гостиницы Москва — отличная на вид колея. Но...

— Внешняя сохранность путей еще не означает, что по ним можно ездить, — объясняет мне директор муниципального казенного предприятия «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор. — Вы, например, не видите, в каком состоянии шпалы. Важно и то, насколько пригодны к эксплуатации сопряженные участки. Если у зоопарка вы еще как-то проедете, то дальше, на проспекте Победы, износ путей запредельный: стерта головка рельса, отломана его губка.

Для директора Калининград-ГорТранса Анатолия Мухомора трамвай - тоже не только транспорт, но и искусство

Нельзя сказать, что город бездействует. Например, только что в ходе реконструкции улицы 9 апреля капитально отремонтированы 2,2 километра путей, этот участок перед Новым годом вновь пущен в эксплуатацию. Поддерживаются в нормативном состоянии около трех десятков вагонов Татра-КТ4 постройки 1980-х — начала 1990-х годов и даже куплен в 2012 году (раньше, чем это сделала Москва) один современный польский вагон Pesa с низким полом (хотя столица в конечном счете закупила их 60 — у нее, конечно, другие возможности...). Но в целом для приведения трамвайного хозяйства в порядок необходима сумма в 2,5 миллиарда рублей. А весь бюджет Калининграда — только 8 миллиардов.

К огорчению энтузиастов, трамвай в его нынешнем состоянии в Калининграде глубоко убыточен. 1500 рублей — стоимость эксплуатации одного вагона в час, а выручки он приносит лишь 450 рублей. Помножьте разницу на те самые три десятка вагонов и на две смены по 8 часов работы в день — получите сумму, зашкаливающую за 400 тысяч. И это только за одни сутки!

Так что же, ситуация безвыходная, развивать трамвай — значит множить убытки? Нет, убежден мой собеседник. Есть несколько способов решения проблемы. Один из них — в ликвидации избыточной запараллеленности маршрутов автобусными «дублерами». Например, на Ленинском проспекте — отличная, но пустующая новая колея: кто же захочет шагать через три полосы движения к островку трамвайной остановки, если прямо у тротуара у каждого остановочного пункта толпятся по четыре автобуса и их отправление происходит каждые 4 секунды? Это уже вопрос не к ГорТрансу, а к Дорожно-транспортному управлению города, где муниципальное предприятие контролирует лишь четверть транспортных средств (100 единиц), остальное (270) — у частников.

Порой рельсы заводят в тупик в самом неожиданном месте

Но главный выход — в увеличении скорости движения. Если сейчас в среднем она составляет всего 9 км/час, то подняв ее втрое, можно обеспечить тот же объем перевозок меньшим количеством вагонов (сейчас загрузка каждого вагона составляет всего 20 процентов, т.е. втрое-вчетверо ее вполне можно увеличить, не опасаясь давки). Другое дело, что для этого понадобится не просто переложить пути (а один их километр — это 60 миллионов рублей), но сделать линии выделенными, т.е.недоступными для заезда на них автомобилистов. Именно такую задачу — превратить к 2018 году всю сеть в выделенную — поставил глава города Александр Ярошук, это случилось на торжественном собрании Калининград-ГорТранса, посвященном 120-летию здешнего трамвая и 40-летию троллейбуса. «Там, где еще сохранились трамвайные пути, мы не будем их убирать. Это даст нам возможность рано или поздно возобновить движение трамвая по существовавшим ранее маршрутам», сказал Александр Георгиевич, уточнив, что это возобновление — задача ближайшего десятилетия.

Калининградцы видят, как строятся новые скоростные линии по соседству в Гданьске и Сопоте, как с четкостью метро работает трамвай в Риге и Таллине. В перенаселенных европейских городах трамвай, если его работа организована по-современному, не только большое удобство (на него охотно пересаживаются автомобилисты, разгружая улицы от пробок), но и способ сберечь чистоту воздуха. Уж не говорим, что по безопасности для пассажиров с трамваем не сравнится никто — его салон защищен, почти как у танка.

Вопрос вопросов — откуда взять на все это деньги? Анатолий Мухомор возлагает большие надежды на грядущий Чемпионат мира по футболу, в график которого вошел и Калининград, где предполагается создание современного спортивного комплекса на острове Октябрьский. А такой комплекс немыслим без скоростного общественного транспорта, и трамвай здесь — наилучший вариант.

Напоследок — немного сантиментов. Все-таки трамвай — не просто транспорт, но нечто большее, если хотите — явление культуры. Многие сюжеты без его участия просто невозможно себе представить. Иначе зачем бы ему уделяли столько внимания Гумилев, Зощенко, Ильф и Петров, Окуджава?.. Вспомним, с какой добротой и грустью писал Булат Шалвович о московских трамваях, оттесняемых в переулки и уходящих в небытие: «Москва все строится, торопится./ И выкатив свои глаза,/ трамваи красные сторонятся,/ как лошади — когда гроза.../ И, пряча что-то дилижансовое,/ сворачивают у моста,/ как с папиросы искры сбрасывая,/ туда, где старая Москва...»

Мастер депо, председатель местного Общества защиты трамвая Олег Чередниченко

Ветеран калининградского трамвая, мастер депо Олег Чередниченко (кстати, председатель местного Общества защиты трамвая) говорит о своих железных подопечных, будто они живые:

— Этому красавцу 24 года. По человеческим меркам — примерно 60. Если за трамваем хорошо ухаживать, он может прожить очень долго. В Лиссабоне вагон 1932 года до сих пор в прекрасном состоянии и работает на линии. У нас в городе есть вагон западногерманской фирмы Duewag 1963 года постройки, в 1999-м он сломался и стоял больше 10 лет, но мы его отремонтировали, полностью восстановили исторический вид, теперь он возит экскурсии и свадьбы.

В калининградском трамвае уже проводились булгаковские чтения — прямо в вагоне сидел человек с книжкой и читал «Мастера и Маргариту». Городские дети участвовали в конкурсе рисунков на темы безопасности движения, эти картинки тоже ездили в трамваях.

— Не забудьте хорошенько помыть пол в 411-м вагоне, завтра он будет возить уважаемую публику в концерт, — отдает распоряжение Олег Чередниченко. Речь о самой известной культурно-транспортной акции города — «Музыкальный трамвай». Его придумала художественный руководитель фестиваля органной музыки имени Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева. Каждый год участники праздника садятся в вагон, где звучит музыка, и едут на концерт в старинное, 1929 года постройки, депо. Там в ремонтном зале оборудуются зрительные ряды на 400 мест, сцена, на которую поднимаются академические музыканты, барды, рок-группы... Акустика — почти как в храме. Если местной филармонии удастся приобрести электронный орган, то в недалеком будущем под гулкими деповскими сводами может зазвучать и Бах...

Что-то подобное можно наблюдать и в других трамвайных городах России. Стоит хотя бы раз попасть на трамвайный парад в Москве, проводимый обычно в апреле, увидеть многотысячные толпы восторженных москвичей всех возрастов, чтобы понять: трамвай по-прежнему нужен даже в переполненной автомобилями и подстрахованной метро Первопрестольной.

А вот в Воронеже и Архангельске трамвай погиб в 2000-е, не оставив по себе достойной замены. В Грозном после войн 1990-х годов смогли построить небоскребы, но разбомбленный трамвай не восстановили. Исчезает трамвай с улиц Казани, Саратова, Владивостока... Видимо, там у городских властей не нашлось воли и средств противостоять автобусному лобби, которое думает больше о быстрых деньгах, чем об удобстве и здоровье горожан. Или нашлись какие-то другие причины, но результат один: теснота в салонах, пробки на дорогах, чад в воздухе. Худшие приметы ХХ века, в котором почему-то решил застрять каждый из этих городов.

У Калининграда есть шанс достойно шагнуть в ХХI-й. Пожелаем этого и другим городам нашей страны. Ведь трамвай — как связной между прошлым и будущим: отрада нашей вечно спешащей души.

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 12055
Охота на ведьм

У россиян бешеный спрос на услуги колдунов, тарологов и нумерологов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Voller Ernst / Hermann Fuss, globallookpress.com

В Госдуме предложили карать по закону любителей навести порчу или приворожить любимого. Депутатов вдруг озаботило, что народ к колдунам, тарологам и нумерологам валом валит, спрос на их услуги бешеный —...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 9967
Даешь сыр в мышеловке

Предприимчивость и стремление граждан полакомиться сыром из мышеловки порой поражают

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
На сайтах знакомств стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Вот новости последней недели. На сайтах знакомств вдруг стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Оказывается, все дело в квартирном вопросе, вернее, в ипотеке. Льготную программу свернули...

Жизнь 00:03 / 25 Октября 2024 9731
Технопарк

Британские исследователи записали движение снежинок

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Dennis Fast, globallookpress.com

В пятницу, 25 октября, свой праздник отмечают работники кабельной промышленности. В такой же день в 1879 году компании «Сименс и Гальске» было выдано разрешения на проведение работ по производству...

Жизнь 17:01 / 19 Октября 2024 7824
Пора мыть рот с мылом!

Москва стала лидером «матерщинного» рейтинга

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Mauricio Jordan de Souza Coelho, globallookpress.com

Вот те на! Самым матерящимся городом в стране названа Москва. Столице удалось пробить Дно (город с таким названием в Псковской области в прошлом году стал лидером «матерщинного» рейтинга). На втором...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6764
Календарь: 25 октября

В этот день в 1957 году суд признал Рудольфа Абеля виновным в шпионаже

Труд
Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер). Фото: globallookpress.com

1653 В царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России. 1762 Екатерина Великая своим указом повелела заселить малообжитые районы России, в том числе Поволжье...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6153
Бастрыкин, помоги!

Многодетные жители деревни Сабры, что в Ленинградской области, пожаловались главе СКР на… жизнь в деревне

Алекс Зверев
Труд
Александр Иванович просьбе внял: в районную администрацию наведалась проверка. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Следственный комитет РФ стал последней инстанцией для многодетных семей из маленькой деревни Сабры, что в Ленинградской области. Квартирный вопрос им решить помогли, но ведь для жизни нужна не только крыша над головой. Расстояние...

Жизнь 00:02 / 25 Октября 2024 6113
Бабушка или няня?

Вот вам, родители, задание на каникулы: найти ответ на этот вопрос

Марина Крючкова
Труд
Фото: © michael steiner, globallookpress.com

Ну вот и каникулы — в большинстве российских школ они продлятся всю следующую неделю. О головной боли родителей, с кем же оставить детей на пять рабочих дней, напоминают даже поисковики. Что бы...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5870
Последняя колонка

59% россиян сталкиваются с профессиональным выгоранием - Mainsgroup

Труд
Фото: © Jonathan Ford, globallookpress.com

Многовато для ухи Жителя Иркутской области на трассе остановили полицейские: из машины несло рыбой. Нюх не обманул служителей правопорядка: в салоне и багажнике оказалось 15 ящиков с уловом — 1660...

Жизнь 00:03 / 08 Ноября 2024 5606
…И о погоде

11 ноября в Баку стартует климатический саммит ООН

Марина Крючкова
Труд
Последствия наводнения в Валенсии, Испания, 4 ноября 2024 г. Фото: globallookpress.com

«Природа сошла с ума!» — вздыхаем мы, наблюдая за нынешними погодными качелями, когда на смену самой дождливой в истории метеонаблюдений в Москве пятницы, 1 ноября, уже через два дня...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5294
Драку заказывали?

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене

Максим Башкеев
Труд
Оказывается, если у кого-то сгорела машина, это могла быть чья-то месть. Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Самому скандалить или заниматься рукоприкладством с риском получить сдачи уже не модно. Сегодня обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене. Нынешней осенью...

Были уничтожены по меньшей мере полтора десятка сотрудников Государственного бюро расследования

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В рамках специальной военной операции российские ракетные войска нанесли удар по штабу Государственного бюро расследования (ГБР) Украины в подконтрольном правящему на Украине политическому режиму городе Запорожье. Об этом рассказал РИА Новости...

Бизнесмены и чиновники спорят, сколько нам нужно мигрантов. А вы-то сами как думаете?

Александр Киденис
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

С января по сентябрь 2024 года Россию покинули более миллиона иностранных рабочих. В Узбекистан, по сообщениям местных источников, вернулись свыше 450 тысяч граждан, в Таджикистан — 350 тысяч, в Киргизию —...

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 4493
СВО: кому верить?

В информационном пространстве развернулось ожесточенное противостояние 

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Vladimir Baranov, globallookpress.com

Чем дольше длится СВО, тем ожесточеннее битвы в информационном пространстве. Но речь здесь не о противостоянии российских СМИ пресловутому ЦИПсО, а о нашей, внутренней войне, вовлеченными в которую оказываются...

До полного окружения противника остаются считанные километры

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Подразделения участвующих в специальной военной операции Вооруженных сил России зашли в центр Курахово в Донецкой Народной Республике. Об этом, как сообщает РИА Новости, рассказал советник главы ДНР Ян Гагин. «Наши боевые порядки находятся...

Жизнь 00:01 / 11 Октября 2024 3883
Доигрались?

Почему вдруг столько внимания новой детской игре?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Mike Maple, globallookpress.com

Да что же они как сговорились! То депутаты Госдумы заявляют, что разрабатывают-де закон о запрете пропаганды квадробинга — очередного увлечения школяров 8-14 лет, уже ставшего субкультурой. А теперь вот...

Недвижимость площадью более 300 квадратных метров находится в районе Арбат

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Суд арестовал по уголовному делу в отношении бывшего заместителя министра обороны России Тимура Иванова элитную квартиру в центре Москвы, рыночная стоимость которой превышает полмиллиарда рублей. Об этом сообщает РИА Новости. Речь идет о квартире...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?