Главная Жизнь 00:07 22 Января 2016 3684
Трамвайный Бах, или Вчера и завтра любимого транспорта поэтов

В Калининграде старины не так уж много. Неужели и трамвай – кстати, старейший на территории современной России - ждет та же судьба?

Сергей Бирюков, Калининград – Москва

В калининградском трамвае есть что-то игрушечное, даже сказочное. В самой большой стране мира, во всем любящей ширь, где даже стандартная трамвайная колея (как и, кстати, железнодорожная) внушительней, чем в прочих государствах, вдруг увидеть вагончики, бегающие по полотну 1000 миллиметров — словно попасть в детскую книжку про старинный город с брусчаткой на узких улицах, стрельчатыми крышами высоких домов и флюгерами на фигурных башенках церквей. Впрочем, в сегодняшнем Калининграде этой старины не так уж много — не пережила потрясений последнего столетия. Неужели и трамвай — кстати, старейший на территории современной России, справивший в 2015 году свое 120-летие — ждет та же судьба? Побывав в конце минувшего года в Калининграде, корреспондент «Труда» убедился, что шансы на спасение есть. А если повезет, то даже и на активное развитие.

Кто кого, трамвай или автобус?

Помню один из визитов в Калининград в 1990-е. Раны Великой Отечественной, так полностью и не залеченные за советское время, в пору разрухи особенно бросались в глаза. Мы ехали по одному из проспектов, уныло обстроенному панельными девятиэтажками. Вдруг, вынырнув из-под колес нашего автобуса, заброшенная трамвайная линия вильнула с центра улицы и канула куда-то во дворы. Явно, когда строили этот микрорайон, никто о судьбе трамвая не думал... Что удивляться, после Победы остатки довоенного Кенигсберга сносили целыми кварталами, не дрогнула рука даже уничтожить королевский замок: реставрация всегда сложнее и дороже нового строительства, тем более что строили свое, советское, а реставрировать бы пришлось чужое, немецкое...

С трамваем получилось не так мрачно. В трудном 1946 году, в праздничный тогда день 7 ноября, новая власть смогла после почти двухлетнего перерыва, связанного с войной, возобновить движение. Постепенно число маршрутов дошло до 10 (до войны было 15). В 1975 году на линии выходили 175 вагонов (до войны — 250), которые обеспечивали 75 процентов перевозок городского пассажирского транспорта.

Что общего у кота и трамвая? Дом, т.е.депо. Здесь местные матроскины находятся на службе - гоняют крыс, чтобы те не точили зубы о проводку

Коллапс наступил в 2000-х. Из-за экономических трудностей постепенно закрылось большинство маршрутов. На сегодня в городе официально действуют только два из них. А по факту — один, 5-й. Т.к. 3-й «временно не функционирует» из-за введения одностороннего движения автотранспорта в районе Южного вокзала. Говорят, мера вынужденная, вызванная ремонтом мостов на аллее Смелых и улице Суворова. Ремонт, как обещает руководство города, завершится к концу 2016 года.

Парадокс: в городе сохранилось довольно много, процентов 40, довоенных трамвайных путей. Центр ими буквально испещрен — но трамвай по ним не ходит. Например, на проспекте Мира в районе зоопарка, драмтеатра, гостиницы Москва — отличная на вид колея. Но...

— Внешняя сохранность путей еще не означает, что по ним можно ездить, — объясняет мне директор муниципального казенного предприятия «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор. — Вы, например, не видите, в каком состоянии шпалы. Важно и то, насколько пригодны к эксплуатации сопряженные участки. Если у зоопарка вы еще как-то проедете, то дальше, на проспекте Победы, износ путей запредельный: стерта головка рельса, отломана его губка.

Для директора Калининград-ГорТранса Анатолия Мухомора трамвай - тоже не только транспорт, но и искусство

Нельзя сказать, что город бездействует. Например, только что в ходе реконструкции улицы 9 апреля капитально отремонтированы 2,2 километра путей, этот участок перед Новым годом вновь пущен в эксплуатацию. Поддерживаются в нормативном состоянии около трех десятков вагонов Татра-КТ4 постройки 1980-х — начала 1990-х годов и даже куплен в 2012 году (раньше, чем это сделала Москва) один современный польский вагон Pesa с низким полом (хотя столица в конечном счете закупила их 60 — у нее, конечно, другие возможности...). Но в целом для приведения трамвайного хозяйства в порядок необходима сумма в 2,5 миллиарда рублей. А весь бюджет Калининграда — только 8 миллиардов.

К огорчению энтузиастов, трамвай в его нынешнем состоянии в Калининграде глубоко убыточен. 1500 рублей — стоимость эксплуатации одного вагона в час, а выручки он приносит лишь 450 рублей. Помножьте разницу на те самые три десятка вагонов и на две смены по 8 часов работы в день — получите сумму, зашкаливающую за 400 тысяч. И это только за одни сутки!

Так что же, ситуация безвыходная, развивать трамвай — значит множить убытки? Нет, убежден мой собеседник. Есть несколько способов решения проблемы. Один из них — в ликвидации избыточной запараллеленности маршрутов автобусными «дублерами». Например, на Ленинском проспекте — отличная, но пустующая новая колея: кто же захочет шагать через три полосы движения к островку трамвайной остановки, если прямо у тротуара у каждого остановочного пункта толпятся по четыре автобуса и их отправление происходит каждые 4 секунды? Это уже вопрос не к ГорТрансу, а к Дорожно-транспортному управлению города, где муниципальное предприятие контролирует лишь четверть транспортных средств (100 единиц), остальное (270) — у частников.

Порой рельсы заводят в тупик в самом неожиданном месте

Но главный выход — в увеличении скорости движения. Если сейчас в среднем она составляет всего 9 км/час, то подняв ее втрое, можно обеспечить тот же объем перевозок меньшим количеством вагонов (сейчас загрузка каждого вагона составляет всего 20 процентов, т.е. втрое-вчетверо ее вполне можно увеличить, не опасаясь давки). Другое дело, что для этого понадобится не просто переложить пути (а один их километр — это 60 миллионов рублей), но сделать линии выделенными, т.е.недоступными для заезда на них автомобилистов. Именно такую задачу — превратить к 2018 году всю сеть в выделенную — поставил глава города Александр Ярошук, это случилось на торжественном собрании Калининград-ГорТранса, посвященном 120-летию здешнего трамвая и 40-летию троллейбуса. «Там, где еще сохранились трамвайные пути, мы не будем их убирать. Это даст нам возможность рано или поздно возобновить движение трамвая по существовавшим ранее маршрутам», сказал Александр Георгиевич, уточнив, что это возобновление — задача ближайшего десятилетия.

Калининградцы видят, как строятся новые скоростные линии по соседству в Гданьске и Сопоте, как с четкостью метро работает трамвай в Риге и Таллине. В перенаселенных европейских городах трамвай, если его работа организована по-современному, не только большое удобство (на него охотно пересаживаются автомобилисты, разгружая улицы от пробок), но и способ сберечь чистоту воздуха. Уж не говорим, что по безопасности для пассажиров с трамваем не сравнится никто — его салон защищен, почти как у танка.

Вопрос вопросов — откуда взять на все это деньги? Анатолий Мухомор возлагает большие надежды на грядущий Чемпионат мира по футболу, в график которого вошел и Калининград, где предполагается создание современного спортивного комплекса на острове Октябрьский. А такой комплекс немыслим без скоростного общественного транспорта, и трамвай здесь — наилучший вариант.

Напоследок — немного сантиментов. Все-таки трамвай — не просто транспорт, но нечто большее, если хотите — явление культуры. Многие сюжеты без его участия просто невозможно себе представить. Иначе зачем бы ему уделяли столько внимания Гумилев, Зощенко, Ильф и Петров, Окуджава?.. Вспомним, с какой добротой и грустью писал Булат Шалвович о московских трамваях, оттесняемых в переулки и уходящих в небытие: «Москва все строится, торопится./ И выкатив свои глаза,/ трамваи красные сторонятся,/ как лошади — когда гроза.../ И, пряча что-то дилижансовое,/ сворачивают у моста,/ как с папиросы искры сбрасывая,/ туда, где старая Москва...»

Мастер депо, председатель местного Общества защиты трамвая Олег Чередниченко

Ветеран калининградского трамвая, мастер депо Олег Чередниченко (кстати, председатель местного Общества защиты трамвая) говорит о своих железных подопечных, будто они живые:

— Этому красавцу 24 года. По человеческим меркам — примерно 60. Если за трамваем хорошо ухаживать, он может прожить очень долго. В Лиссабоне вагон 1932 года до сих пор в прекрасном состоянии и работает на линии. У нас в городе есть вагон западногерманской фирмы Duewag 1963 года постройки, в 1999-м он сломался и стоял больше 10 лет, но мы его отремонтировали, полностью восстановили исторический вид, теперь он возит экскурсии и свадьбы.

В калининградском трамвае уже проводились булгаковские чтения — прямо в вагоне сидел человек с книжкой и читал «Мастера и Маргариту». Городские дети участвовали в конкурсе рисунков на темы безопасности движения, эти картинки тоже ездили в трамваях.

— Не забудьте хорошенько помыть пол в 411-м вагоне, завтра он будет возить уважаемую публику в концерт, — отдает распоряжение Олег Чередниченко. Речь о самой известной культурно-транспортной акции города — «Музыкальный трамвай». Его придумала художественный руководитель фестиваля органной музыки имени Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева. Каждый год участники праздника садятся в вагон, где звучит музыка, и едут на концерт в старинное, 1929 года постройки, депо. Там в ремонтном зале оборудуются зрительные ряды на 400 мест, сцена, на которую поднимаются академические музыканты, барды, рок-группы... Акустика — почти как в храме. Если местной филармонии удастся приобрести электронный орган, то в недалеком будущем под гулкими деповскими сводами может зазвучать и Бах...

Что-то подобное можно наблюдать и в других трамвайных городах России. Стоит хотя бы раз попасть на трамвайный парад в Москве, проводимый обычно в апреле, увидеть многотысячные толпы восторженных москвичей всех возрастов, чтобы понять: трамвай по-прежнему нужен даже в переполненной автомобилями и подстрахованной метро Первопрестольной.

А вот в Воронеже и Архангельске трамвай погиб в 2000-е, не оставив по себе достойной замены. В Грозном после войн 1990-х годов смогли построить небоскребы, но разбомбленный трамвай не восстановили. Исчезает трамвай с улиц Казани, Саратова, Владивостока... Видимо, там у городских властей не нашлось воли и средств противостоять автобусному лобби, которое думает больше о быстрых деньгах, чем об удобстве и здоровье горожан. Или нашлись какие-то другие причины, но результат один: теснота в салонах, пробки на дорогах, чад в воздухе. Худшие приметы ХХ века, в котором почему-то решил застрять каждый из этих городов.

У Калининграда есть шанс достойно шагнуть в ХХI-й. Пожелаем этого и другим городам нашей страны. Ведь трамвай — как связной между прошлым и будущим: отрада нашей вечно спешащей души.

Пить или не пить? На войне эта дилемма нередко превращалась в вопрос жизни и смерти

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Кадр из фильма «Судьба человека», который снимался в бывшем Кенигсберге в 1958 году. Фото из открытых источников

В 1945 году, когда советские войска начали наступать уже по чужой земле, происходило немало ЧП, связанных с алкоголем. Отступая, враг оставлял то цистерны со спиртом, то ящики со шнапсом и вином....

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов»

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото с сайта Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» событие: здесь спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов». Строили его по заказу камчатского Рыболовецкого колхоза имени...

Жизнь 00:01 / 21 Марта 2025 6265
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Нам, похоже, скучно жить без приключений. Иначе чем объяснить появление сообщений, от которых мурашки по коже? Остается пожелать всем любителям острых ощущений, чтобы все в конце концов заканчивалось хорошо, без потерь и потрясений....

Жизнь 00:11 / 14 Февраля 2025 5331
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

Скажите честно, вам кто больше нравится: Василиса Прекрасная или Кощей Бессмертный? Ответ, казалось бы, очевидный, но не спешите с ним. Оказывается, у Кащея тоже есть поклонники. Жители Тальменского района в Алтайском...

Жизнь 00:10 / 14 Февраля 2025 4261
Ну подумаешь – убил…

В Российской империи уголовников на фронт не брали. В современной России все по-другому

Гузель Агишева
Труд
Возможность искупить вину кровью порой воспринимается в обществе как «откос» от заслуженного наказания. Фото: Александр Смышляев/Russian Look, globallookpress.com

Год назад наши СМИ взахлеб писали про убийство в Подмосковье «трех пенсионерок». И хотя дружно делали большие глаза и подпускали трагических интонаций, подзаголовки про «пенсионерок» говорили о многом,...

В разных частях России разгораются скандалы с одарением жилищными сертификатами новоиспеченных россиян

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Случаи невиданной щедрости за бюджетный счет по отношению к не так давно прибывшим к нам из стран ближнего зарубежья гражданам далеко не частные, таких примеров все больше. Но федеральная власть на возмущенные...

Жизнь 02:01 / 21 Марта 2025 3848
Земляк в иллюминаторе

60 лет назад Алексей Леонов совершил исторический выход в открытый космос. А дома его ждали родные люди...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Этот мурал с 2018 года украшает дом на улице Космонавта Леонова в Калининграде, в котором, к слову, жил его брат –ихтиолог Борис Леонов. Фото автора

В конце 1940-х большая семья Леоновых (трех сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия Минаевна и Архип Алексеевич) переехала из Кемерово в Калининград. Город, где прошла его юность и где на Старом кладбище упокоились родители, прославленный космонавт...

Власть имущие привычно ужесточают репрессии в отношении автомобилистов

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России
Труд
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Вечно актуальная проблема: как повысить безопасность на дорогах? Более 10 лет назад президент Владимир Путин провозгласил, что в этом деле на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором — повышение...

Жизнь 00:01 / 14 Марта 2025 3650
Календарь: 14 марта

В этот день в 1879 году родился выдающийся физик Альберт Эйнштейн

Труд
Швейцарский, немецкий и американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн. Фото: © Scherl, globallookpress.com

1492 Супруга Хуана II кастильская королева Изабелла распорядилась выслать из Испании 150 тысяч евреев, если те не примут католичество. 1835 Родился Джованни Скиапарелли, итальянский астроном. В 1877 году он обнаружил...

Об этом рассказал бывший министр государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук

Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ) используют против российских войск в Курской области часть оборонительных сооружений, известных как «линия Суровикина». Как передает телеканал «Царьград», об этом сообщил военный...

Жизнь 20:01 / 15 Марта 2025 3600
Последняя колонка

83% россиян сталкиваются с семейными трудностями - опрос

Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

Ловись, рыбка большая Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии вывели карпа с геномом белка, который ускоряет процесс набора веса. Генетики рассчитывают научиться выращивать рыбу, которая будет как минимум на четверть...

Жизнь 00:02 / 14 Февраля 2025 3562
Календарь: 14 февраля

В этот день в 1706 году был основан «Аптекарский огород»

Труд
Посетители в Ботаническом саду МГУ. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

1706 Петр I основал в Москве «Аптекарский огород» для выращивания лекарственных растений. Ныне это Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова, одно из старейших в России ботанических научных учреждений. 1744 В Санкт-Петербург...

Жизнь 00:02 / 14 Марта 2025 3442
На паузе

Так что же будет с летним отдыхом в Анапе?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Roman Naumov, globallookpress.com

К 8 марта в Анапе резко потеплело: плюс 19 после двух недель холода в феврале, когда южное побережье покрылось снегом, а коса Голенькая у Бугазского лимана — льдом. Волонтеры спасли там из плена...

Сегодня кому-то опять шлют с фронта весточки. А порой в дома черным вихрем врываются похоронки

Надежда Арабкина
Труд
Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В Подмосковье на четвертом километре Осташковского шоссе в морозный февральский день хоронят воинов, отдавших жизни на войне, которая войной не называется. В этот день — шестерых. Тянутся траурные процессии,...

Жизнь 00:01 / 28 Февраля 2025 3365
Календарь: 28 февраля

90 лет назад был изобретен нейлон

Труд
Нейлоновые чулки, 1950-е, Германия, Европа. Фото: © our-planet.berlin, globallookpress.com

1732 В Петербурге открылся Кадетский корпус — первое в России военное сухопутное учебное заведение. 1810 Образован Гвардейский экипаж — единственная морская часть русской гвардии в дореволюционной России....

В России снова хотят разрешить усыпление бездомных псов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Lee Thomas, globallookpress.com

В Госдуме спешно разработан законопроект по борьбе с бездомными собаками: «С улицы — в приют, через 30 дней — эвтаназия». Поводом послужили очередные резонансные ЧП с нападениями...