Накануне «Сбербанк» представил свой вариант универсальной электронной карты – документа, который, по первоначальному замыслу, должен был стать одновременно удостоверением личности и платежным средством. Карту официально представил вице-президент «Сбербанка» и генеральный директор ОАО УЭК («Универсальная электронная карта») Алексей Попов.
Тем не менее, – не преминули отметить наблюдатели и журналисты, – тот вариант карты, который сейчас представлен, является лишь слабой копией амбициозного документа, который представлялся многим гражданам, информированным о первоначальных планах государства. Пока ею можно только оплачивать услуги в отдельных магазинах и центрах, которых по России не так много; а вот все остальные функции, которые должна была иметь УЭК – возможность проезда на транспорте, регистрации в поликлиниках, больницах и госучреждениях, и упрощение в связи с этим документооборота, – пока остались недоступны.
Где кончается теория и начинается практика
Внедрение универсальных электронных карт с 2013 года должно было стать уже всеобщим и повсеместным. Закон об этом приняли еще в 2010 году. Поначалу, правда, ожидалось, что выдача карт начнется с января 2012-го. Однако год назад, когда подошел срок старта, оказалось, что необходимая инфраструктура в стране не подготовлена.
По плану инициаторов внедрения УЭК, благодаря этим картам граждане должны были получить возможность заказывать и оплачивать практически любые государственные услуге в онлайн-режиме. Карта серьезно упрощала бы взаимодействие россиян с любыми муниципальными и государственными службами. Однако для этого все социальные, административные, лечебные и прочие учреждения, многофункциональные центры требовалось оснастить специальными терминалами, которых за прошедшие три года так и не появилось.
Тем не менее, с января 2013-го так называемые универсальные карты можно будет при желании заказать, написав специальное заявление в «Сбербанке». Как рассказал Алексей Попов, реализаторы проекта уже получили 10 тысяч заявлений; всего до конца года планируется выдать 3-4 миллиона карт.
Электронная, но отнюдь не универсальная
Тем, не менее, – отмечают обозреватели, – в получении УЭК вряд ли пока есть особый смысл. Медицинские учреждения, опять-таки на бумаге, должны быть оснащены картридерами до конца этого года, в соответствии с госпрограммой модернизации здравоохранения. С ГИБДД переговоры о том, чтобы снабдить инспекторов устройствами, «читающими» карточки, вообще только ведутся. Но главное, – как выяснили журналисты «Коммерсанта», ни в региональных, ни в федеральных программах нет пункта о закупке подобных считывающих устройств.
Не получается пользоваться карточками и как проездными документами в общественном транспорте. Заказывать и оплачивать большинство государственных услуг (то же оформление загранпаспортов, к примеру) при помощи УЭК тоже невозможно: на портале госуслуг нет возможности регистрироваться по универсальной карте.
Паспортные данные и личное фото владельца карты на картах уже содержатся. Также на УЭК указываются реквизиты медицинского страхового полиса и номер счета в Пенсионном фонде. Но это, – отметили многие эксперты, – на данном этапе скорее минус, чем плюс. «Многие будут опасаться отдавать в руки кассиру или официанту карту, на которой четко написана личная информация», – полагает, к примеру, вице-президент «СМП-банка» Елена Дворовых.
Расплатиться же УЭК по счету, как обычной банковской карточкой, можно только магазинах, расчеты по пластиковым картам в которых обслуживает «Сбербанк». А таких точек по России насчитывается всего около ста тысяч.
Любопытно, что параллельно со «Сбербанком» аналоги УЭК начали выпускать и другие финансовые учреждения. Так, в «Банке Москвы» уже вовсю выходят социальные карты москвича, а ВТБ-24 до конца года планирует выпустить свою карточку – «Электронное правительство», работающую на основе международной платежной системы Visa. Притом поставлять ее банк планирует прямо в комплекте с кардридерами для входа на портал госуслуг.
Такой разброс предложений опять-таки вызывает скептицизм экспертов. «Два госбанка не смогли договориться об одной госпрограмме, чего же ждать от различных госструктур», – прокомментировал ситуацию директор департамента розничных продуктов и технологий «Промсвязьбанка» Иван Пятков.