Легендарный дирижер, открывая в Петербурге фестиваль «Новые горизонты», объявил о совершенно новой для России акции: теперь записи Мариинки можно получать по электронной почте. Кстати, сразу несколько записей лейбла «Мариинский», созданного Гергиевым лишь полгода назад, уже номинированы на «Грэмми», о чем маэстро и рассказал «Труду».
— Сколько же всего номинаций собрала Мариинка? И где сделаны эти записи — наверное, в роскошных западных студиях?
— Вы не поверите, но номинаций сразу пять. Это рекорд в категории «Классическая музыка», большее количество не получил никто. С гордостью сообщаю, что все записи сделаны в Концертном зале Мариинского театра, обладающем изумительной акустикой, на современнейшем оборудовании. Правда, приглашаем для этого лучших западных специалистов, но и наши быстро учатся. Наверное, сказался и мой двадцатилетний опыт работы с крупнейшими звукозаписывающими компаниями мира. Теперь о самих записях. Это опера «Нос» Дмитрия Шостаковича, его Первая и Пятнадцатая симфонии в исполнении артистов Мариинского театра. Опера у нас номинирована как «Лучший классический альбом» и «Лучшая запись оперы», симфонии — как «Лучшая оркестровая запись» (Первая и Пятнадцатая симфонии Шостаковича).
— А что за инициатива с музыкой по подписке?
— Сегодня в мире едва ли не половина аудио- и видеодисков распространяется именно по подписке, и есть все основания считать, что эта тенденция возобладает и в наших краях. Нам приятно, что мы — первые. Подписка вовсе не отменяет продажу дисков в магазинах или в самом театре, но именно она — самый перспективный путь. Я надеюсь, что наше начинание не станет холостым выстрелом, а приживется в России.
— Где выпускаются альбомы?
— На Западе. Но важно, что они будут появляться в России не после заграничной презентации, а одновременно или даже раньше. Думаем, к концу
— Дождемся ли мы прямых трансляций из Мариинского театра в цифровые кинотеатры всего мира, как это уже делают
— Да,
— По вашему
— Я рад, что Родион Константинович и Майя Михайловна провели время интересно и с пользой. Посетили несколько оперных и балетных спектаклей в Мариинке, присутствовали на репетициях и представлении произведений самого Щедрина. В Концертном зале нашего театра была дважды дана лучшая современная российская опера — «Очарованный странник» в постановке Алексея Степанюка. Звезды встречались со зрителями, той самой петербургской публикой, которую Родион Константинович всегда называет самой лучшей в мире: Мы объявили о запуске уникального абонемента «Родион Щедрин в Мариинском театре». Для нас величайшая честь и наслаждение — продвинуть целый цикл, основанный на творчестве нашего великого современника, который продолжает истинные традиции русской композиторской школы.
Например, в программе — премьеры балетов «Анна Каренина» (в хореографии Алексея Ратманского) и
Мне очень понравились слова Щедрина, сказанные на встрече со слушателями, что, несмотря на каждодневные спектакли, праздники, усталость, он по утрам в отеле много и успешно работал. По его словам, не только в нашем театре, но и вообще в городе на Неве сама атмосфера способствует созиданию.
— Ловлю на слове «созидание»: как продвигается многострадальный проект
— Для меня самый неприятный сценарий, если в итоге построим нечто огромное, современное, а такой акустики, как в концертном зале Мариинского театра, не будет. Или если фойе не будут уютными. Тогда мне просто надо будет уйти из Мариинского театра. Поэтому бью во все колокола. Мы воспитаны так, что боимся президента, премьера, министров, губернатора, а бояться надо одного — сделать
Выбор
Три самых новых аудиоальбома Мариинского театра
«Нос» (2009)
Запись знаменитой оперы Шостаковича по повести Гоголя британский BBC Music Magazine признал лучшим диском месяца.
1-я и 15-я симфонии (2009)
Об альбоме симфоний Шостаковича портал Audiophile (США) написал: «Мариинский оркестр ярок как в опере, так и в симфоническом репертуаре».
«1812 год» (2009)
Диск включает знаменитую увертюру Чайковского «1812 год», его кантату «Москва», Датскую увертюру, Славянский и Коронационный марши.