Когда-то он окончил физико-математический факультет ленинградского вуза. А со временем стал затем, наоборот, - священником, служил в храмах северной столицы, был настоятелем Федоровского кафедрального собора в Ярославле. Но захотел несуетной жизни - и испросил приход в селе Новое под Переславлем. Думал, там будет тихо.
А случилось так, что именно здесь надумали создать общину заезжие католики. Они стали покупать дома, вести пропаганду среди молодежи. Тот факт, что папские эмиссары агрессивно действуют на земле Александра Невского, давшего "ледовый" урок крестоносцам, показался батюшке Алексию, мягко сказать, казусом. Но не выставлять же против незваных гостей, как предлагали, пикеты? Придумал более эффективный способ. Католики для привлечения молодежи открыли клуб, оснащенный компьютерами, видеотехникой, библиотекой. Отец Алексий решил в ответ учредить такое же заведение - только православное. Продал квартиру, дачу, машину. На эти деньги была куплена земля, где развернулось строительство. Так появился Детский центр во имя Святых царственных мучеников. Потом - все остальное.
Сегодня Свято-Алексиевская пустынь мало напоминает тихую обитель. Это небольшое село с фермой на 150 голов скота, с парком тракторов, комбайном и тремя сотнями гектаров земель. Нет парового отопления и водопровода, телефонов и спутниковых "тарелок", но жизнь бьет ключом. Батюшку, который ходит по главной улице и распоряжается, где именно сгрузить дрова, вполне можно принять за бородатого председателя хозяйства. Но это впечатление исчезает, когда люди в тулупах подходят к отцу Алексию за благословением. Кто-то метко назвал православную пустынь "монастырем для мирян" - без стен, но с крепкой дисциплиной, молитвами, благословением всякого доброго дела. Следом за взрослыми просят благословения и детишки. Их здесь девяносто душ. Одни прибыли вместе с родителями, другие - бежали в пустынь как раз от непутевых пап и мам, жестокого и бессердечного общества.
Дети - главный объект заботы отца Алексия. Он убежден, что православный человек, даже ушедший от мира, должен получить качественное образование. И община построила большой дом, где размещается теперь классическая двенадцатилетняя Православная гимназия. Кроме обычных школьных предметов, дети в переславльской глуши изучают языки, античную культуру, риторику, свод православных правил и даже верховую езду. Такому набору учебных дисциплин могли бы позавидовать многие их сверстники из столицы.
Православный статус гимназии накладывает на образование свою специфику: если математике детей учит специально приезжающий из Санкт-Петербурга профессор, то литературе - иерей Евгений, астрономии - иеромонах Федор. Определенные трудности возникают со старшеклассниками, которым положено знать политическую географию, обществоведение и азы экономики. Дети "в миру" получают массу информации из телевизионных передач или по Интернету. Но Интернета здесь нет, поскольку отсутствует телефонная связь, а от просмотра многих телепрограмм отец Алексий ребят деликатно и не без успеха ограждает. Поэтому многое дается в изложении самих учителей. "Но это лучше, чем телевизор с постоянными сценами насилия и жестокости", - считает батюшка.
У гимназии хватает добрых помощников, жертвователей. В маленькую переславльскую пустынь, кажется, так и тянутся люди с подарками. Да и сам отец Алексий начал с благотворительности, передал в общее пользование свою библиотеку из 60 тысяч книг. Она заняла целых два этажа, а самые ценные экземпляры XVII века пришлось поместить в особые витрины. Старый знакомый батюшки - ученый-энтомолог - подарил гимназии большую коллекцию редких бабочек, жуков. А другой ученый из Санкт-Петербурга привез сюда свое изобретение. В хрустальных, как мне показалось, шарах застыли десятки ярких морских рыб. "Только это не хрусталь", - улыбается отец Алексий. Оказывается, шары залиты особой консервирующей жидкостью. Если хранить рыб в обычном спирте или формалине - они быстро обесцветятся. А состав, над которым питерский ученый работал годы, позволяет сохранить рыбам живую окраску. Выкупить шары, единственные в мире, пожелали даже английские музеи, но батюшка от сделки отказался. Как и от предложений по поводу продажи скифского кинжала и других раритетов, сохранившихся получше, чем в иных столичных запасниках.
Кроме кинжала, здесь есть фрагменты греческой кольчуги, созданной за пять веков до нашей эры, наконечники копий, амфоры с метками гончаров, древние статуэтки. Эту коллекцию собрали уже сами ребята. Оказывается, для "пустынских" детей каждое лето организуются увлекательные поездки. Недавно, например, они помогали археологам в Крыму и Керчи, откуда привезли некоторые находки.
Спрашиваю батюшку, не привлекает ли все это фантастическое для провинции богатство воров. "А как же, привлекает, - смеется отец Алексий. - Поэтому у нас ночами сидит тут сторож с ружьем. И кое-кому солью из двустволки уже перепало. Хотя чаще охотятся не за коллекциями - за половыми досками, за жестью с крыши. А ведь мы в это здание столько сил вложили..."
Но главная проблема - в другом. У прекрасной даже по столичным меркам гимназии, где преподают профессора, до сих пор нет элементарной лицензии. А все из-за "несоответствия стандартам". Когда-то чиновники от образования решили, что деревенская школа может иметь всего два этажа. У "пустынской" же гимназии их три. Что против правил. По этой вот смешной причине лицензию не дают, а ребята, которые прошли курс древнегреческого и риторики, вынуждены сдавать выпускные экзамены в обычных школах "на стороне". Меня заинтересовала дальнейшая судьба выпускников. Иные, по словам батюшки, уезжают из пустыни. Но некоторые остаются, даже заводят здесь семьи. Минувшей осенью сыграли две свадьбы.
А еще в бревенчатых домиках живет полтора десятка стариков, с которыми иногда случаются чудеса. Привезли в пустынь недавно парализованную бабушку - и через несколько дней она пошла. Не чудо ли? Еще большим чудом показался мне встреченный на местной ферме немец, которого все звали Мишей. У себя на родине он был заядлым наркоманом. А исцеление наступило в пустыни под Переславлем, где Миша, наплевав на германский комфорт, остался. Теперь вместо курения "травки" ворошит вилами сено - и счастлив.
Когда я уезжал, на улице разыгралась метель, батюшка вышел меня проводить. И тут из белой холодной пелены показалась странная процессия. Впереди мужчина нес большой деревянный крест, за ним шла женщина с иконой, а замыкал колонну мальчик. "Это жители предприняли маленький крестный ход для успокоения бури", - поясняет отец-пустынник. Вскоре ветер стал стихать. Хотя, признаюсь, меня больше поразило существование в этой глуши вполне классической гимназии, богатейшей библиотеки и музея, которые сделали бы честь и большому городу.