Главная Культура 22:36 21 Ноября 2015 5790
Президент отечественной драматургии

Юрий Поляков рассказал о фестивале «Смотрины» и новой пьесе «Чемоданчик», где объектом сатиры становится глава государства

Сергей Бирюков

25 ноября в московском Театре сатиры — премьера новой комедии Юрия Полякова «Чемоданчик». А 17 ноября показом спектакля «Хомо эректус» в этом же театре завершился трехнедельный фестиваль отечественной драматургии «Смотрины». У праздника, прошедшего при переполненных залах, был, по выражению министра культуры России Владимира Мединского, только один недостаток — он представил публике единственного автора, уже названного Юрия Полякова. Но устроители пообещали на следующий год исправить положение и дать более широкий спектр ярких авторских индивидуальностей, которые в сегодняшней русской драматургии, по их уверениям, есть. Это, вместе с рассказом о скорой премьере, прозвучало на пресс-конференции, которая предварила финальный спектакль смотра.

О ходе фестиваля рассказал его главный герой — писатель и драматург Юрий Поляков. Идея праздника, по его мысли, — показать пьесы и спектакли, рассчитанные на массового зрителя, как премьеры, так и постановки, многие годы не сходящие с афиш городов, от Владикавказа до Владивостока. 1 ноября спектакль «Как боги» МХАТа имени Горького открыл фестивальную программу. Основная же нагрузка столичной части смотра выпала на театр «Модерн», ставший площадкой для выступления трупп из Пензы, Кирова, Нижнего Новгорода, Петербурга, Белгорода, Крыма... Выступили коллективы из Армении и Казахстана, дальнее зарубежье было представлено театром из венгерского города Кечкемета. Зрители, считает Поляков, соскучились по пьесам, рассчитанным не на лабораторное чтение и премиальное жюри, а повествующим о жизни, которой они живут. Например, спектакль «Контрольный выстрел» прошел во МХАТе на 15-й год своего существования в 316-й раз. Кстати, первоначально эта пьеса называлась «Смотрины», что дало название нынешнему фестивалю.

Министр Владимир Мединский посетовал на то, что современные пьесы — редкие гости в театральном репертуаре. Дирекции предпочитают не рисковать, прибегая к проверенным классическим названиям типа «Евгения Онегина» или «Войны и мира», хотя еще неизвестно, что под этими названиями зрителю предлагается. А если и решаются на актуальную постановку, то это, скорее всего, нечто сугубо экспериментальное. «Сейчас, — заметил министр, — параллельно проходит другой фестиваль, который в каком-то смысле является даже альтернативой фестивалю современной российской пьесы, — это фестиваль NET («Новый европейский театр»). Не говорю что одно хорошо, другое плохо, это разные взгляды на театр. Но Министерство культуры раньше почему-то уделяло больше внимания театральным экспериментам, что тоже имеет право на жизнь, теперь хочется более взвешенной политики»

«Смотрины» — фестиваль замечательных пьес, но у него большой недостаток, — продолжил министр. — Все эти пьесы написаны одним автором. Впрочем, этот недостаток компенсируется достоинствами — большим количеством представленных театров из нашей страны и из-за рубежа и переполненными залами. Так что первый блин совсем не комом«.

«Хозяин» завершающего дня фестиваля, художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт рассказал о кризисной ситуации в современной отечественной драматургии. Поляковские «Женщины без границ» прошли уже около 300 раз, «Хомо эректус» идет на аншлагах. Но театру нужен новый репертуар — «при том, что трудно пересатирить какое-нибудь ток-шоу на телевидении». И весной был объявлен конкурс на написание современной сатирической пьесы. В жюри вошли Михаил Жванецкий и другие мастера жанра. «С марта по июнь, — рассказал Александр Анатольевич, — пришло более 100 пьес, но дочитать до 3-й страницы можно было 20, до 20-й — 10. Это катастрофа. В такой великой, гениальной стране — где они, новые Гоголи, Салтыковы-Щедрины, Рощины, Горины?.. В результате отобрали одну незамысловатую милую комедию, ее ставит с молодежным составом театра Юрий Борисович Васильев».

Руководитель театра «Модерн» Светлана Врагова назвала Юрия Полякова продолжателем традиций Александра Островского. «У Александра Николаевича никто не бегал по сцене как угорелый, не висел вниз головой, а великие актеры просто говорили изумительный текст, который автор писал на них, и люди слушали все пять актов, и так рождались великие спектакли... И Поляков пишет на актеров, и к нему приходит публика слушать хорошее русское слово в великолепной сценической ситуации. Я сама «Как боги» смотрела пять раз, а меня и второй раз на одно и то же затащить трудно. Считаю, что фестиваль стал настоящим мастер-классом драматургии Полякова, и надо, чтобы эта мастерская Юрия Михайловича продолжила существование. Как когда-то существовала мастерская Арбузова, откуда вышли Разумовская, Соколова... Глядя на Полякова, и мы в «Модерне» стали искать новых авторов. И нашли в Севастополе Владимира Горбаня, сейчас ставим его великолепную пьесу «Тюремный тариф премиум-класса». Надо поддерживать такую драматургию. Многие театры боятся ставить пьесы, где никто не снимает трусы, нет пошлости, порнографии и больного вымысла. Но это путь в никуда».

Сатирик Михаил Задорнов признался, что ходит на пьесы Полякова по простой причине: «У меня от них повышается настроение. Ненавижу спектакли, после которых хочется поссориться с женой и месяц с ней не разговаривать. Если попробовать сформулировать, в чем общий знаменатель пьес Полякова, то скажу: многие люди сегодня живут в кривде, плюс с минусом за последние десятилетия поменялись местами. Пьесы Полякова возвращают им их истинное значение. И зритель совершает это в себе легко, смеясь».

Отметил Михаил Николаевич и такое явление: там, где ставят Полякова, проявляется интерес к классической советской драматургии: «Я уже видел три спектакля по пьесе Розова «Гнездо глухаря», три «Варшавские мелодии» Зорина, его же «Римскую комедию», «Жестокие игры» Арбузова... А давайте сделаем фестиваль пьес советских драматургов! Сразу станет ясно, где они, а где сегодняшние никчемки».

Режиссер Станислав Говорухин признался, что не читал пьес Полякова кроме той, которую ставил («Контрольный выстрел» во МХАТе. — «Труд»), зато хорошо знает писателя Полякова. «Писатель он потрясающий. К счастью, не модный, потому что модное — это то, что рано или поздно выходит из моды, как сказал кто-то умный, а он все обрастает новыми читателями. И счастье для театра, что Поляков начал писать пьесы».

Сам Юрий Михайлович рассказал о новой работе, которую предпринял с Театром Сатиры. Это пьеса «Чемоданчик», рассказывающая о том, что может случиться в стране, если ее президент вдруг потеряет свой кейс управления стратегическим военным потенциалом, известный в народе как «ядерный чемоданчик».

«Классная пьеса! — подхватил Михаил Задорнов. — Очень озорно и, я бы сказал, задорно, но поостерегусь, чтобы не обвинили в нескромности. Вчера читал дома, бегал по комнате и играл за всех персонажей».

«Эта новая пьеса — именно сатира, то, что мы очень хотим играть, — добавил Александр Ширвиндт. — Все то, с чем мы, старики, жили всю жизнь, — аллюзии, подтексты, фиги в кармане.. Только фига эта теперь вынута и положена на сцену. Получилось ли — вам судить».

Возможность судить появится совсем скоро: премьера «Чемоданчика» — 25 ноября.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5629
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4637
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...