– Ольга, в каком возрасте сыграли свою первую сознательную партию? Кто был вашим соперником и как завершилась партия?
– В шахматы я играю с шести лет и не смогу сейчас вспомнить свою первую партию. Помню только, что в своем первом турнире я набрала 0 очков из 9. Но я была самая маленькая и только-только выучила правила игры. Тогда же я и получила свой первый приз (правда, утешительный) – шоколад.
– Когда сознательно выбрали спортивную карьеру? Кто стоял у истоков вашего шахматного успеха? Чуть подробнее, если можно...
– Я начала изучать шахматы в младшей школе. Шахматные уроки для первых-вторых классов проводил мой папа. А сейчас он готовит юных шахматистов в Московском городском центре творчества детей и юношества.
Большую благодарность хочется выразить бывшему директору 6-й гимназии в Лангепасе (город в Ханты-Мансийском автономном округе. – «Труд») Карявиной Надежде Федоровне, она всегда поддерживала нашу школьную шахматную команду.
Позже меня пригласили в училище олимпийского резерва в Москву, и старшие классы я оканчивала уже там. Сейчас живу в Москве и учусь на четвертом курсе РГСУ (Российский государственный социальный университет. – «Труд»), будущая моя специальность – социальный педагог. Я продолжаю выступать за команду Югры. Ханты-Мансийский автономный округ является одним из ведущих центров шахматной жизни в стране. Достаточно сказать, что здесь проводятся многие международные турниры, такие как Кубок мира и шахматная Олимпиада. Построено новое современное здание шахматной академии, ведется работа по подготовке молодых ребят. Большое спасибо губернатору ХМАО Наталье Владимировне Комаровой за поддержку нашего вида спорта.
– Вы наверняка знаете, как обстоят дела с поддержкой и пропагандой шахмат в других регионах. Как и чем на этом фоне выделяется Югра?
– Во многих регионах России шахматы поддерживаются слабо. Это грустно, потому что там есть способные молодые ребята, но с ними просто некому заниматься. На этом фоне Югра выгодно выделяется, здесь молодому таланту всегда рады.
В октябре на клубном чемпионате мира я в составе Ханты-Мансийской команды заняла третье место. Победил клуб из Монте-Карло. Но в этой команде, как вы можете догадаться, легионеров было больше, чем в нашей.
– Недавно в составе команды РГСУ вы стали победительницей Московских студенческих игр. Там были отдельные разряды среди мужчин и женщин или все играли в одном зачете?
– Матчи между командами университетов проводились на восьми досках – шести мужских и двух женских. Я играла с мужчинами, так как на женских досках у нас не было проблем.
– Я не решаюсь спросить итог ваших партий против мужчин…
– Четыре победы в четырех партиях.
– Самая любимая комбинация в ходе шахматной партии? Как часто она помогает вам выиграть?
– Я люблю жертвовать материал за инициативу. Этот прием помогает вывести соперника из психологического равновесия и часто приводит к успеху.
– Самая длинная и тяжелая партия в вашей карьере?
– Сложно выделить какую-то одну партию. Были в моей шахматной карьере и яркие победы, и обидные поражения. Каждая партия – это маленькая жизнь, маленькая война.
– Как долго сохраняет форму спортсмен-шахматист? Когда вам придется думать о переходе на тренерскую работу?
– Виктору Львовичу Корчному 81 год, а он до сих пор продолжается бороться в шахматных турнирах на высоком уровне. У меня еще впереди 60 лет. (Смеется.) Обычно люди перестают играть, когда не могут больше выносить эмоционального напряжения, но тут все строго индивидуально. Не думаю, что буду играть вечно. В какой-то момент спортсмен понимает, что достиг высшей планки своих возможностей и переходит на тренерскую деятельность или в другую профессиональную сферу. У меня этот момент пока не наступил, есть еще над чем работать, к чему стремиться.
– Вы еще совсем молоды, и, возможно, рано об этом спрашивать, но, тем не менее, хотели бы, чтобы ваши дети повторили ваш путь? И готовы ли вы по примеру отца воспитывать будущих чемпионов? Как вы считаете, есть ли для этого условия в вашем родном Лангепасе и Югре в целом?
– Мне кажется, дети сами должны выбирать для себя род деятельности. Так было и в нашей семье, в шахматы меня никто не толкал, всегда была свобода выбора. Я считаю, что в Югре, и в Лангепасе в частности, отличные условия для раскрытия своих талантов в любом виде спорта, в том числе и в шахматах.
– А кто сейчас вас тренирует? Папа?
– Нет, мой отец имеет больше опыта именно по работе с детьми. Сам он играет на уровне кандидата в мастера спорта. А мне для помощи требуется специалист по теоретической подготовке к матчам и турнирам. Со мной работает Александр Владимирович Калинин – тренер ДЮСШ Анатолия Карпова.
– Другими видами спорта кроме шахмат интересуетесь?
– В качестве общефизической подготовки регулярно бегаю кроссы, выполняю общеразвивающие упражнения. Выносливость по ходу турниров требуется постоянно. Когда есть время и возможность, люблю смотреть по телевизору соревнования по любым видам спорта. Не пропускаю ни одного матча футбольной сборной России, а вот чемпионат страны не смотрю. Тщательно следила за лондонской Олимпиадой. Ближе к ее завершению у меня и настроение непрерывно повышалось – по мере того, как россияне завоевывали новые медали и поднимались вверх в общекомандной таблице.
– При столь напряженном графике выступлений и подготовки к турнирам, наверное, и время посмотреть на мир не удается выкроить?
– К сожалению, это так. Мы бываем во многих регионах мира, но стандартный набор впечатлений: номер гостиницы, зал соревнований, аэропорт. Правда, иногда случаются и приятные исключения. Когда играли на молодежном чемпионате мира в Индии, то поначалу я испытала культурный шок. То есть в этой стране с древней культурой, великой историей мне поначалу бросались в глаза лишь обилие грязи и нищие на улицах. Но потом местные представители общества «Культурный центр России в Индии», узнав о пребывании россиян в Ченнаи, взяли нас на свое попечение. В турнирный выходной день они организовали для нас обширную экскурсионную программу с посещением музеев, живописных океанских пляжей и других достопримечательностей. В итоге воспоминания об Индии у меня самые восторженные. Я поняла: в том, какое впечатление оставит тебе та или иная страна, многое зависит от того, в чьей компании ты эти впечатления получаешь. По этой же причине у меня остались хорошие воспоминания о многих городах мира. С большим удовольствием всякий раз приезжаю в Ханты-Мансийск, где, к счастью, очень часто проходят шахматные турниры.
– Как прокомментируете чемпионат мира, проходящий в этом городе, и свое выступление в нем?
– Турнир проходит по нокаут-системе, и на данный момент развитие событий довольно непредсказуемо – из розыгрыша уже выбыли многие фавориты, проиграв соперницам ниже себя по рейтингу.
Мне в первом круге удалось победить соперницу из Польши Ивету Райлих, во втором я попала на француженку Мари Себаг. Хотя она в рейтинге стоит выше меня, свои шансы на успех я расценивала довольно высоко. Матч состоял из двух партий. Первую мы закончили вничью. Во второй я имела преимущество, но переволновалась и вместо победы получила поражение.
– А куда поедете теперь?
– Опять в Ханты-Мансийск, где с 4 декабря начнется борьба между восемью участницами за Кубок России. Сейчас напряженно готовлюсь к этому турниру в Москве.