Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Сальва-дор входят в один визовый союз, вернее, в безвизовый для россиян. Пересечение границ стоит небольших денег, но времени много не занимает
Антигуа — Гондурас — Копан
Утро показало, что Антигуа несколько больше, чем кажется вечером, после того как везде гаснет свет и дети укладываются спать. Город просыпается в 6 утра. Оказывается, в принципе в Центральной Америке люди рано встают и рано начинают работать. Если у них есть работа. Днем — сиеста. Вечером в пятницу и субботу — гулянка. В воскресенье — отбой в 21.00.
В Антигуа в середине XVI века был открыт университет.
В Антигуа есть свой святой —
Далее взяли курс на Гондурас. К сожалению, эта остановка очень короткая. Увидим только развалины майя в Копане.
Наблюдения за гватемальским крестьянским бытом навели на размышления. Возделаны любые участки земли, даже на вершинах крутых холмов. Дичи в лесах нет. Охотиться можно только на более диком севере страны. Домашние животные выжили из природы диких. Это ли не экологическая катастрофа?
Крестьяне пашут на быках и лошадях. Живут
Грузовички разного возраста, но в рабочем состоянии. Есть и очень недешевые. А ведь лозунг «Земля — крестьянам!» реализован у них на 70 лет позже, чем в России: мир с повстанцами был заключен только в 1987 году. Горы тут такие, что гражданская война могла длиться вечно. Повстанцев невозможно было выкурить из сельской местности, а эскадроны смерти, которые базировались в городах, оставались недоступными для партизан. Банально: худой мир лучше доброй ссоры.
Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор входят в один визовый союз. Вернее, безвизовый для россиян. Но для иностранцев выезд из Гватемалы стоит 10 кецалей (1,5 доллара), а въезд в Гондурас — 3 доллара. Пересечение границ не занимает много времени.
Про Копан много не расскажу, чтобы не расстраивать. В принципе познавательно. Можно увидеть в природе подделки под майя и оригиналы в музее майя. Где кончается реконструкция и начинается правда жизни, не ясно. Древний город раскопан всего на 10%. Рассказы гидов — это в основном художественные домыслы.
У меня не получилось, но рекомендую посетить тоннели под пирамидами. Судя по всему, там, под землей, истинные творения рук майя. Индейцы надстраивали новые храмы и пирамиды над старыми. Поэтому невидимое при свете дня под землей скорее даст представление о масштабах прошлого. Эти тоннели проложили археологи, но посетить их за дополнительную плату можно только до 16.00. Потом тоннель закрыт, археолог ушел домой.
В лесу живут попугаи и коати — местные
Днем — жара. Вспомнили о необходимости репеллентов и кремов от солнца. Лучше их закупить загодя — в маленьких местных магазинчиках не нашли. Вечером полил проливной дождь. Спасают ром, коктейли и сигары. Я пока не курил местный табак, но продегустирую в ближайшие дни. Кофе здесь не очень. Продается в сувенирных упаковках. Говорят, что лучший в регионе —
Еще одна деталь из серии «Ты не дома». Смотрю: летают птицы, издалека похожие на ворон, но гораздо крупнее и высоко. Оказывается, грифы. А ворон нет.
Копан — Котигуа — Тикаль (опять в Гватемале)
В Гондурасе деньги называются лемпира. Курс — приблизительно 2,2 кецаля. 1 кецаль — 7,7 доллара США. Гостиницы в общем недешевые, но неплохие. В рамках 90–120 долларов на двоих вы имеете приличную комнату с интернетом. Если заказывать из Москвы через агентство, то в 1,5 раза дороже.
Еда недорогая и качественная. Рыба и креветки, как везде, стоят побольше, но курица, говядина и гамбургеры — в рамках 10 долларов. Ром — от 10 долларов за местный Botran до 50 долларов за
Гондурас оставил впечатление незавершенности. Надо было бы посмотреть и Тегусигальпу, и Карибское побережье, и
Из Копана, где правил Восемнадцатый Кролик (так звался последний местный правитель), приехали в Котигуа. Это вассальная деревушка Копана. Майя жили здесь с IV по IX век. Потом уцелевшие переехали в районы Атитлана и Чичикастенанги. Почему уцелевшие? Дело в том, что майя практиковали естественный отбор наоборот — эволюцию в обратном направлении. В их городах существовали стелы с изображениями правителей, пирамида с поселком вождя и стадион для игры в мяч. Наградой победителю было то, что его приносили в жертву, предварительно укушавшись галлюциногенными грибами. Так день за днем майя уничтожали самых сильных и красивых мужчин. В итоге оставшиеся начинали страдать от ссор, засух, наводнений и разбегались в разные стороны. Когда Котигуа нашли конкистадоры, там жило
По дороге из Котигуа в Тикаль пейзаж заметно меняется. На смену горам с соснами приходят холмы с джунглями. Бесконечную кукурузу сменяют пастбища с коровами. Индейцев — метисы. Поймы часто затоплены — это следы наводнений. Дома стоят на сваях. Становится заметно жарче.
В Тикале расположен самый старый, самый большой и самый интересный комплекс пирамид. Он стоит прямо
Отдельное удовольствие — прогулки по ночным и дневным джунглям. Спросите себя сами, давно ли вы были в лесу после наступления темноты с фонариком и проводником — бывшим партизаном? Посреди дороги висят лианы, глина сменяется камнями, стрекочут цикады размером с упитанного воробья, на деревьях фосфоресцируют неимоверного размера светлячки, из крон деревьев наводят страх
Дневная прогулка помимо рассказа о причудах древних майя интересна с
Нет, не зря встаешь в 4 утра, сходишь с ума от джетлага, живешь в гостинице без горячей воды, где в 22.00, как в пионерском лагере, трубят отбой и выключают электрогенератор. Где ни до кого не дозвонишься, потому что не работает мобильник, и трижды за 6 часов поменяешь насквозь промокшую от пота рубашку.
Рассказ будет неполным, если не упомянуть деревья сейба. Они достигают метров 40–50 в высоту. Майя почитали их как символ устройства мира: корни — это ад, ствол — это жизнь, крона — это боги. Выглядят крайне внушительно.
Из серии «Ты не дома»: товарищ, слушая гида, решил по привычке облокотиться на
Продолжение — в следующих номерах.