
«Роснефть» на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) приступила к промышленному выпуску улучшенных высокооктановых бензинов, значительно превосходящих по экологическим показателям и эксплуатационным свойствам топливо, выпускаемое в настоящее время в России. Для этого компания разработала новую технологию производства и установила более жесткие требования по ключевым показателям.
«Дело в том, что европейские страны первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли «догоняющей», — говорит вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов. — Для этого были и объективные причины, главная из которых — это старый автопарк. Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины, и им нужно совсем другое топливо. И сейчас мы уже не только догнали Европу, но и перегнали. В соответствии с требованиями технического регламента с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса К5 (Евро-5). Более того, в апреле этого года «Роснефть» запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина Евро-6. Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас такого высокоэкологичного бензина нет, европейцы пока не умеют его делать. А в России, пожалуйста, можно купить». «Если в Европе есть требования по двигателям Евро-6, значит, появится и топливо. Просто мы сделали его первыми», — добавляет вице-президент «Роснефти».
В бензинах марки Евро-6 «Роснефти» меньше серы, что снижает коррозийную активность, меньше бензола и, следовательно, ниже токсичность выхлопных газов. При использовании такого топлива на 12,5% снижается количество отложений на впускных клапанах и на 12,7% — отложений в камере сгорания двигателя автомобиля. Заметим, что еще в апреле пилотный проект по выпуску и продаже нового бензина ATUM-95 Евро-6 стартовал в Башкирии на АЗС «Башнефти». Этот опыт оказался более чем удачным. В ходе реализации проекта были получены положительные результаты, свидетельствующие о том, что новое топливо пользуется доверием и спросом у автовладельцев. В планах «Роснефти» перенести этот опыт и на другие НПЗ компании. Для начала — на Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край. Топливо Евро-6 производства этого НПЗ уже в сентябре поступило в продажу и к концу месяца будет доступно потребителям на более чем 200 АЗС «Роснефти» в регионе. Кстати, стоимость Евро-6 не отличается от цены бензина предыдущего класса.
Саратовский НПЗ перешел на выпуск топлив высокого экологического класса после масштабной реконструкции установок. Именно современные технологии и высокая квалификация специалистов завода позволили организовать промышленный выпуск улучшенных высокооктановых бензинов. «Благодаря реконструкции завода и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, — отмечает Романов, — мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства».
«Существенно снижается токсичность отработанных газов. 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота», — подчеркивает вице-президент «Роснефти».
Заметим, что высокие эксплуатационные характеристики бензинов Евро-6 подтверждены в заключении, подготовленном Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ВНИИНП). По результатам квалификационных испытаний эксперты ВНИИНП рекомендовали к производству и применению на автомобильной технике бензины Евро-6 с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
«Черноморское побережье мы выбрали как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона, — продолжает Романов. — Много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у «Роснефти» существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на наших АЗС топлива Евро-6 внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Задумайтесь: потребление только 20 тысяч тонн в месяц бензина Евро-6 вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тысячи тонн в год), что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды». При этом, по словам вице-президента «Роснефти», крупные города — это следующий и неизбежный шаг.
Что касается других компаний, то, несмотря на заявления того же «ЛУКОЙЛа» о готовности начать производство Евро-6, «Роснефть» пока единственная компания, которой оказалось по силам это сделать. И, как утверждает Романов, в первую очередь это даже не вопрос технического оснащения, а вопрос компетенций. «У «Роснефти», как показывает практика, они на высоте. Развитие технологий сейчас идет опережающими темпами, поэтому, чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна двигаться, как говорится, «выше скорости потока», — добавляет он.
Новое топливо «Роснефти» эксперты оценивают положительно. «Президентом России в 2008-2009 годах было приказано всем основным госкомпаниям (а «Роснефть» была одной из основных) развивать инновационные проекты в своей профильной сфере, — говорит экономист, директор аналитического департамента „Альпари“ Александр Р-азуваев. — А нефтепереработка для «Роснефти» — это самая что ни на есть профильная сфера. Почему-то считается, будто высокие технологии — это только о смартфонах каких-нибудь. Нет, в каждом секторе они свои. Поэтому правильно, что «Роснефть» выпускает бензины Евро-6 с улучшенными экологическими показателями. Нам же нужно, чтобы экономика была качественной и умной. Плюс — это решение государства как основного акционера компании. Так что это хорошая новость. Может ли наличие высококачественных бензинов считаться маркером уровня экономики, промышленного развития страны? На мой взгляд, да. Я бы даже сказал, что его можно считать маркером уровня развития страны в целом. Кроме того, тут важен вопрос экологии. У нас, конечно, не Китай, но экологическая проблема стоит достаточно остро в ряде крупных городов. Я даже не про Москву сейчас, а про крупные города на Урале и так далее. А более современные виды бензинов имеют ниже концентрацию вредных веществ, что, конечно, сказывается и на выхлопных газах».
«То, что «Роснефть» начала продавать в Краснодарском крае, где находится много курортов, бензин Евро-6, — это прогрессивный шаг, — полагает, в свою очередь, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. — Евро-6 дает и экономичность, и уменьшает коррозийную нагрузку, и бережет экологию. Но эффект зависит еще и от автомобиля. Обычно в мировой практике повышение класса топлива, реализуемого на рынке, тесно координируется с требованиями к эксплуатируемому парку. В развитых городах мира автомобили класса, скажем, соответствующего Евро-2, Евро-3 или Евро-4, просто запрещены к эксплуатации».
«В регионе, где находится много курортов, экологически чистое топливо более чем желательно, тем более что мы раз за разом там отмечаем превышение в выхлопах и бензола, и серы (встречалось такое и в этом году — порой даже стократное превышение), — говорит заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР), член Координационного совета ФАР Дмитрий Клевцов. — Думаю, надо государству навести порядок, чтобы в курортной зоне — и в Краснодарском крае, и рядом, в Ростовской области — продавалось топливо классом не ниже К5».
«Сама по себе новость о появлении и начале реализации нового топлива стандарта Евро-6, безусловно, позитивна, — подчеркивает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК Рустам Танкаев. — Надо сказать, что переход к более чистым топливам и более высоким экологическим стандартам — нормальный путь развития. Мы все прекрасно знаем, насколько возросло у нас количество автомобилей в городах, насколько тяжелая в них атмосфера. Если в какие-то дни стоит штиль, то в городе вообще дышать бывает невозможно».
Понятно, почему переход на топливо Евро-6 начался именно в Башкирии, объясняет эксперт. По его словам, башкирские НПЗ, которые принадлежат «Роснефти», по своему технологическому уровню очень продвинуты: «Они близки к европейскому уровню, и, поскольку реконструкция продолжается, следует ожидать, что они выйдут и на более высокий уровень. Для этих заводов производство бензинов уровня Евро-6 вполне естественно и технологически достаточно. То же самое можно сказать и о Саратовском НПЗ, на котором производится сейчас т-опливо Евро-6, распространяемое в Краснодарском крае».
Вторым важным моментом, по мнению Рустама Танкаева, является система контроля качества бензина: «У нас в течение многих лет качество бензина контролировалось выборочно, и те заправочные станции, которые торговали низкокачественным бензином, штрафовались и лишались лицензий. Я считаю, что контроль качества должен быть тотальным. Этого государство пока обеспечить не может, но компании в принципе это как раз обеспечивают. И главная нефтяная компания России «Роснефть», безусловно, имеет достаточно мощную и надежную систему контроля качества. Я во всяком случае ни разу не сталкивался на заправках «Роснефти» с низкокачественным бензином. Чего нельзя сказать о других компаниях».
«Чем выше класс топлива, тем меньше выбросы вредных веществ, меньше загрязнения окружающей среды и больше мощность автомобиля, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Но обычно это топливо является более дорогим, чем другие классы, поскольку затраты на производство более чистого топлива несколько выше. «Роснефть», однако, намерена продавать это топливо по цене не выше, чем у обычного бензина АИ-95».
Требования российского законодательства обязывают компании выпускать топливо класса К5. «Роснефть» работает на опережение: повышает экологичность топлива, так как ужесточение экологических норм к топливу — это общемировой тренд. Это один из главных элементов стратегии «Роснефть-2022». «Роснефть» проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране — 1,4 трлн рублей, — говорит Александр Романов. — Уже завершены строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Компания — крупнейший поставщик. Поэтому и уделяется такое пристальное внимание развитию экологических характеристик топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола — всего того, что принято называть автомобильным выхлопом, — все это концентрируется на уровне метра от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они прежде всего дышат этим воздухом«.
«Роснефть» как экологически ответственная компания постоянно совершенствует производство высокотехнологичных видов т-оплив и нефтепродуктов. Об этом говорит и Александр Романов: «Чистый воздух — это главный приоритет. И стандарт «Евро» — это действительно прежде всего про экологию». Впрочем, и автомобили, скажем так, внакладе не остаются — благодаря Евро-6 значительно снижается износ двигателя.
Романов убежден, что экологические стандарты будут и дальше ужесточаться, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей. «Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке „Роснефть“ сумеет завоевать лидерские позиции», — резюмирует вице-президент компании.