Она прожила всего 43 года, но стала легендой мирового кино. Розмари Альбах-Ретти, известная как Роми Шнайдер, впервые появилась на экране в 15 лет. Представительница знаменитой немецко-австрийской актерской семьи, она в 20 лет в поисках новых ролей отправилась во Францию, где скоро произвела фурор. В 25 триумфально дебютировала в США. За свою короткую жизнь сыграла 60 ролей. В воскресенье 23 сентября актрисе могло бы исполниться 80 лет. К этой дате на наши экраны выходит фильм «Три дня с Роми Шнайдер», уже успевший стать событием европейского кино.
Вначале нынешнего года фильм «Три дня в Кибероне» (таково его оригинальное название) завоевал семь премий Немецкой кино-академии из 10 возможных, в том числе взял приз за лучший фильм и все награды в актерских номинациях. В апреле «Три дня...», снятые в черно-белом формате, стали украшением авторской программы Андрея Плахова «Эйфория» в рамках Московского кинофестиваля. И вот встреча с массовым российским зрителем...
Самое интересное, что автор сценария и режиссер фильма Эмили Атеф оставляет за скобками бурную биографию Роми Шнайдер, наполненную творческими победами и любовными приключениями. «Три дня...» — это не традиционный байопик. Из фильма мы ничего не узнаем о ее съемках у гениев режиссуры — Лукино Висконти, Орсона Уэллса, Клода Соте, Вуди Аллена, Анджея Жулавского. О совместной работе с Мишелем Пикколи, Хельмутом Бергером, Клаусом Кински, Омаром Шарифом, Одри Хепберн, Жаном-Луи Трентиньяном. О фильмах «Сисси», «Единственный ангел на земле», «Процесс», «Бассейн», «Людвиг», «Мелочи жизни», «Простая история», которые прославили ее имя. О страстной любви и причинах разрыва с Аленом Делоном. Всего этого, представьте, в «Трех днях...» не будет!
На экране — французский курортный городок Киберон. Это небольшая полоска естественной природы, окруженная со всех сторон океаном. Здесь, вдалеке от соблазнов цивилизации, в 1981 году нашла временное пристанище 42-летняя Роми Шнайдер. Шикарный по тем временам отель, в котором она остановилась, был, по сути, специальной клиникой, где актриса надеялась отдохнуть, привести в порядок расшатанные нервы, избавиться от пристрастия к алкоголю и психотропам. Но размеренная жизнь среди богатых буржуа, сжигающих при помощи талассотерапии лишний жир, считающих каждую съеденную калорию, скоро ей смертельно прискучила.
Она вызывает в Киберон лучшую подругу, которая привозит ей «с воли» батон копченой колбасы, и приглашает старого приятеля — фотографа. Тот, правда, приезжает не один, а с репортером журнала «Штерн», который надеется взять у кинодивы интервью. В последние годы своей жизни кинозвезда прессу своими откровениями не баловала. А здесь, словно в предчувствии близкого конца, она решилась на откровенный разговор, благо журнал вполне респектабельный. Обещали прислать материал на визу.
По сути, фильм представляет собой «экранизацию» интервью, растянувшегося на три дня. «Картинка» на экране не блещет разнообразием, в основном это номера и холлы гостиницы, где остановилась звезда. Да кабинет ее лечащего врача. Да еще неказистый портовый ресторанчик, куда Роми Шнайдер сбегает с друзьями из ненавистного санатория. Да серые прибрежные скалы, где актриса дает заключительную фотосессию.
Казалось бы, глазу не на чем остановиться. Но при этом от фильма нельзя оторваться ни на секунду все два часа экранного времени. Настолько он наполнен эмоциональной, чувственной, витальной энергией. По ходу фильма Роми Шнайдер завязывает с размеренным санаторным бытом. В ход опять идут вино, сигареты, бессонные бдения, разговоры до утра. Актриса в кризисе: мучительный развод с очередным мужем, любимый сын не поддерживает с ней отношения, возникла тревожная ситуация в актерской карьере, несмотря на огромные гонорары, растут долги... Все это ввергало актрису в депрессию. А тут появилась возможность выговориться, объясниться через журнал со всем миром — начиная с властной матери и заканчивая зрителями. На эмоциональном подъеме, вызванном приездом друзей, она исповедуется въедливому журналисту, рассказывая читателям «Штерна» то, что раньше было покрыто завесой тайны.
В ходе разговоров, ночных застолий, танцев в портовом ресторанчике, прогулок у моря и снова откровенных бесед за бокалом вина перед нами откроется удивительно сложная и прекрасная женская натура. В исполнении немецкой актрисы Мари Баумер, без грима как две капли воды похожей на Роми Шнайдер, ее героиня предстает в фильме одновременно сильной и ранимой. Расчетливой и бесшабашной. Склонной к уничижению и знающей себе цену. По-детски наивной и по-женски мудрой. Трагически одинокой и душевно открытой всему миру.
Авторы фильма знают, что жить Роми Шнайдер осталось недолго. 29 мая 1982 года, через год после лечения в Кибероне и через несколько недель после премьеры ее нового фильма «Прохожая из Сан-Суси», Роми Шнайдер найдут мертвой за письменным столом, где она писала письмо своей дочери Саре. Но не дописала. По одной версии, актриса покончила жизнь самоубийством. По другой версии, просто остановилось сердце. Вскрытие тогда из уважения к актрисе решили не делать, поскольку обстоятельства смерти исключали причастность к ней третьих лиц.
«Для меня было чрезвычайно важно закончить фильм проблес-ком надежды и света, — сказала режиссер в интервью немецким журналистам. — Я очень оптимистичный человек, я не могла и не хотела делать финал фильма мрачным». Поэтому в самых последних кадрах мы видим Роми Шнайдер не накануне ухода, а во время визирования интервью. Она уже выписалась из клиники, находится дома. Вроде бы позади осталась мрачная полоса. В этих кадрах она на редкость спокойная, умиротворенная, лучащаяся счастьем. Поистине ангел во плоти... Каковой она была и осталась для многих поклонников ее божественной красоты и светлого, жизнеутверждающего творчества.