Министр образования и науки России Ольга Васильева, открывая в среду, 21 сентября всероссийскую олимпиаду школьников, рассказала журналистам о предстоящих изменениях школьной программы. В частности, она пообещала возвращение в программу средней школы астрономии. «Возврат будет точно, сто процентов», – заверила глава Минобранауки.
В свою очередь руководитель департамента госполитики в сфере общего образования Минобра Анастасия Зырянова сообщила, что ведомство не планирует возрождать в школах уроки начальной военной подготовки. «Те навыки, которые были у нас на этом предмете, успешно есть на предмете ОБЖ», – убеждена Зырянова.
Без понятия о звездах
Курс астрономии в программах российских школ начали сокращать с начала девяностых. Окончательно предмет был ликвидирован в 2008 году, когда министерство по техническим причинам не приняло новые учебники. В результате последние восемь лет российские дети получают лишь отрывочные сведения об устройстве Солнечной системы, о звездах и Вселенной в целом.
Отдельные сведения астрономического характера содержатся в курсах географии и физики, но целостной картины они не дают, жалуются специалисты. «Мы получили результат: у сегодняшних выпускников нет ни малейшего представления о звездном небе, мироздании, они не знают элементарных вещей. А это необходимо для уровня общей культуры. Например, сложно понять античную мифологию без знаний о звездном небе, созвездиях», – прокомментировал «Известиям» сложившуюся ситуацию народный учитель России Ефим Рачевский.
По его мнению, идеальное время для преподавания звездной науки – средние классы. «Старшеклассники лишены познавательного романтизма. Предмет нужно изучать в подростковом возрасте: с 5 по 9 класс. Тогда дети будут с интересом узнавать об астрономии, а не думать только об итоговых отметках и ЕГЭ», – уверен педагог.
Дисциплина будущего
Россия в настоящее время является одной из пяти стран на Земле, способных самостоятельно производить космическую технику, строить космодромы и отправлять научно-исследовательские миссии к другим планетам. Тем не менее, с 2008 года российская система образования парадоксальным образом лишена предмета, который бы пробуждал интерес маленьких россиян к наукам и дисциплинам космической направленности.
Много лет специалисты и общественники били по этому поводу тревогу, пытаясь достучаться до властей. В 2015-м активисты-астрономы начали сбор подписей за восстановление предмета в школьной программе.
Инициативу поддержали и действующие космонавты. «Конечно, нужно вводить такой предмет. Дети проявляют интерес к космической тематике, им интересно, как устроена наша Солнечная система. На основе нашей работы на МКС у нас запланирован ряд мероприятий с целью привлечения интереса молодых людей к космосу, чтобы в будущем они связали свою жизнь с астрономией и смежными дисциплинами», – заявил СМИ член экспедиции на МКС Юрий Маленченко.
В феврале текущего года Московский планетарий при поддержке госкорпорации Роскосмос инициировал очередной сбор подписей под петицией о восстановлении преподавания астрономии. Однако бывший глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов остался глух к призывам космической отрасли и общественников-энтузиастов.
Оздоровление образования
Ситуация принципиально изменилась после отставки Ливанова и назначении на его место Ольги Васильевой. Сразу после смены руководства Минобрнауки, произошедшего в самом конце летних каникул, 19 августа, многие обозреватели выражали опасения, что в школьной программе будут усилены теологическая и православная составляющая. Тревожные ожидания связывали с академическими интересами и темами научных работ нового министра.
Однако первые шаги Васильевой в должности министра в значительной степени развеяли эти опасения. С одной стороны, она дала понять, что в определенной мере продолжит курс предыдущего главы Минобрнауки, и в частности, сохранит ЕГЭ как экзамен «равных возможностей», – но при этом сосредоточится на сокращении формальных «примочек» и повышении качества содержания.
Так, Васильева распорядилась снизить количество линеек в школах и заявила, что намерена существенно сократить количество учебников, по которым ведется обучение детей в начальных классах. Как пояснила министр, сейчас в начальной школе используется порядка 400 учебников. «Это невозможно, потому что в этом огромном море учебников есть две-три линейки, которые являются достойными, не более», – отметила Васильева.
Также она высказалась за снижение нагрузки на детей и постепенный переход к пятидневной учебной неделе.