ЗУБКОВ СОСЛАЛ ДРОЗДОВА НА САХАЛИН

Вчера заседание правительства впервые провел Виктор Зубков. Новый премьер начал с разноса по поводу невыполнения решений по Сахалину, связанных с ликвидацией последствий землетрясения. Оказывается, пострадавшим до сих пор не поступили деньги, нет ясности с жилищными сертификатами. "Так не пойдет!" - отрезал премьер. И велел немедленно командировать "товарища Дроздова", главу департамента экономики и финансов, на Дальний Восток: "И пока туда не будут направлены деньги из резервного фонда, пусть находится на Сахалине".

Следом под горячую руку попал и.о. министра транспорта Игорь Левитин, предложивший создать единую администрацию порта. "Так вам же президент еще два года назад давал такое поручение, а вы его отложили на 2008 год. Так нельзя работать!" И.о. министра сельского хозяйства Алексею Гордееву премьер попенял на то, что "рыбу продолжают продавать за пределами любимой родины". Досталось и таможенникам: "Порты работают круглые сутки, а таможенная служба в них - только в 1 - 2 смены". А из-за этого суда простаивают и несут издержки.
А главный вопрос повестки дня касался ведомства, из которого сам Зубков пересел в кресло премьера, - Росфинмониторинга. И.о. министра финансов Алексей Кудрин доложил о необходимости внесения изменений в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Правительство намерено взять под контроль не только банковские операции, но и все покупки на сумму 600 тысяч рублей и более - сведения о каждой такой операции клиента организации должны представлять в Росфинмониторинг. Попутно Кудрин польстил премьеру, отметив успехи оставленного им ведомства по этой части. Сам Виктор Зубков считает, что принятие данной поправки обеспечит большую прозрачность финансовой системы: "По сути, это один из шагов по контролю за коррупционными сделками".
А что думают на этот счет эксперты?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
- Контроль за всеми крупными сделками - обычная практика во многих развитых странах. У нас банки сейчас сообщают в Росфинмониторинг о денежных операциях свыше 600 тысяч рублей, но, например, данные о крупных покупках сюда не попадают. Зачастую банки сами оценивают степень подозрительности операции и не всегда сообщают о них, если, допустим, клиент известный.
В этом деле три важных аспекта: сбор информации, ее обработка и анализ, реализация. У нас нет проблемы со сбором информации - контролирующих органов полно. Хуже со вторым - из-за разрозненности ведомств информация не анализируется. Есть данные, что некий господин на миллион долларов купил машину. А налоговые службы дают сведения о его доходе - 250 тысяч рублей. У нас ограбили депутата - вынесли золото, бриллианты, валюту. В любой стране немедленно возникает вопрос: откуда взялось богатство? Именно так работают налоговые службы в США и других развитых странах. У нас никто не спрашивает. Ну а самая большая проблема - третья. Никто всерьез не борется с нелегальными доходами. Хотя, когда нужно, манипулируют этими данными в отношении политиков и бизнесменов. И все знают, что основную часть денег отмывают банки - на взятки чиновникам.
Сейчас не нужно собирать новые данные - их уже достаточно. Надо разобраться бы в существующей информации. На мой взгляд, предложенная Зубковым мера вполне действенная, пусть даже она кого-то и напрягает.