ЗЕМФИРА: "МНЕ БЫ ОТМЕНИТЬ ЭТУ ДУРАЦКУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ"
По официальной версии МВД Республики Саха (Якутия), причиной возникших беспорядков стало "явно провоцирующее поведение со стороны Земфиры". Как известно, после возвращения в Москву 24-летняя певица с "обостренным чувством справедливости" и ее команда провели пресс-конференцию, на которой представили свою версию случившегося.
Земфира Рамазанова: "У меня такое ощущение, что я приобрела товарный знак и все, кому не лень, меня продают. На концертах не только наших, но и любых других групп возникают какие-то беспорядки. Непонятно, почему так раздули эту ситуацию. Такое ощущение, что как бы идет продолжение истории с подводной лодкой. В Донецке у нас был случай, когда в первом ряду ОМОН выворачивал людям руки. Мы прекратили концерт, ушли за кулисы до тех пор, пока не поменяли весь состав милиционеров в первом ряду. Но об этом никто не написал ни слова..."
Днем, приехав на стадион на саунд-чек (настройка инструментов), музыканты обнаружили, что сцена, которую перенесли на несколько метров вперед, не готова. Все шло с большим опозданием. Концерт должен был начаться в семь, но в это время около трех тысяч зрителей еще не вошли на стадион. Музыканты в гримерке ждали, когда им дадут команду начать играть, а на трибунах публика подогревалась спиртным, которое администрация разрешила продавать. На поле перед сценой никого не пускали, хотя в райдере группы (список профессиональных и бытовых условий артистов) указано, что расстояние между музыкантами и зрителями должно быть минимальным.
Концертный директор группы "Земфира" Георгий Портнов: "По контракту группа должна была работать на одну трибуну. Однако в связи с тем, что было очень большое количество желающих - организаторами были проданы билеты на обе стороны, приблизительно 10,5-11 тысяч - поэтому и перенесли сцену. Это все равно что передвинуть футбольные ворота вперед. Приблизительно еще около полутора тысяч зрителей оказались без мест. Они должны были куда-то перейти и найти свободные места.
Земфира: "Когда люди находились на поле, они не предпринимали никаких попыток обидеть нас или друг друга. Милиция же вела себя крайне некорректно по отношению к зрителям. Они просто загоняли их на трибуны.
...Можно много рассуждать о том, что двигало мною, когда я пригласила желающих выйти на поле. Судите сами, люди сидели на расстоянии 50-150 метров, они ничего не видели и очень плохо слышали. Если бы я пошла на такой концерт, была бы сильно возмущена - за что платила деньги".
Организатор концерта группы "Земфира" в Якутске, директор ЧП "Овация" Евгения Карчебная: "В договоре не было оговорено присутствие публики перед сценой. А Земфира потребовала этого перед самым концертом. Я предложила милиции пойти на компромисс и пустить на поле человек 200. Возможно, тогда Земфира не стала бы звать других. Но милиция отказалась "идти на поводу у артистов". Меня возмутило, что в 20.00 (через десять минут после начала концерта) по распоряжению зам.министра МВД республики А. Дзивицкого закрыли все входы и выходы. Стадион, по его словам, и так был переполнен".
Земфира: "Я понимаю, что не в силах это сделать, но мне бы хотелось отменить эту дурацкую популярность, чтобы я могла нормально работать. Я музыкант, я не идол, не гуру, не герой..." - из глаз певицы потекли слезы. Взяв себя в руки, она продолжила: "Сейчас мы планируем отменить какое-то количество концертов. Нам нужно как-то с этим пожить, пережить, обдумать. Возможно, мы прекратим гастрольную деятельность. Не знаю, будет ли это правильным шагом и кому будет от этого лучше".
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОВД РАЙОНА ХАМОВНИКИ АНАТОЛИЙ КОСТИН:
- Московский стадион "Лужники" иногда принимает до 70 тысяч зрителей. Фанаты "Спартака", к примеру, очень отличаются по поведению от поклонников, скажем, Филиппа Киркорова, а значит, и расчет наших сил должен все это учитывать.
В соответствии с распоряжением мэра Москвы в расположенных поблизости магазинах в этот момент запрещено торговать крепкими спиртными напитками. Мы внимательно смотрим, чтобы на стадион зрители не тащили ни стеклянные бутылки, ни громоздкие или опасные предметы. По обстановке проводим досмотр. Большинство людей понимают необходимость этого и поддерживают нас.
На стадионе наряды милиции расписаны по своим местам. В каждом секторе - готовность номер один. Особое внимание - первому ряду. Силы распределяются так, чтобы обеспечить доступ и навести порядок в любом месте трибун. Устроители мероприятия должны заранее все расписать - куда можно допускать зрителей, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах... Естественно, предусматривается и то, чтобы мы могли обеспечить беспрепятственный подъезд "скорой" или пожарных машин.
ЧТО ГОВОРЯТ...
Александр Барыкин, композитор и певец:
- Когда артист популярен, он должен чувствовать ситуацию, хотя умение держать зал приходит с годами. Если публика распалена, то надо стараться удерживать ее в рамках, а не провоцировать дальше. В начале моей эстрадной карьеры возникла похожая ситуация на гастролях в Одессе. Сначала зрители кричали "Карнавал!", "Карнавал!", а после концерта пошли крушить местные магазины. Это было в 1987 году. На меня завели тогда уголовное дело и запретили выступать на территории всего Советского Союза. А мою группу "Карнавал" попросту разогнали. Что же касается ситуации с Земфирой, то певицу можно понять - не каждый артист может работать, когда в партере нет людей. Ты стоишь на сцене, свет софитов бьет в глаза. Артист работает, будто в пустоту. После таких концертов чувствуешь себя опустошенным, выжатым словно лимон.
Александр Васильев, группа "Сплин":
- В нашей стране любые гастроли - это опасное мероприятие. Мы только что вернулись из Владивостока. Три дня там был тайфун, кругом вода. Два из трех концертов сорвались, поскольку должны были быть на открытой площадке. Одно выступление в срочном порядке перенесли в закрытый Дворец спорта. Мне кажется, что Земфиру просто "плющит". У нас несколько раз было так, что, когда мы выступали на футбольном поле, милиция не пускала зрителей на него, поближе к сцене. И никакие переговоры ни к чему не приводили, органы правопорядка категорически отказывали. Нелепость какая-то. Мы оставили эти попытки борьбы. Вот когда мы выступали с разогревом перед "Роллинг стоунс", тогда было какое-то ощущение нереальности происходящего, будто мы на Луне. Суперорганизация. На поле танцуют люди. Была огромнейшая масса народа, но все прошло замечательно. Видимо, еще не везде готовы принять "звезду".
Хизри Байтоулев, импресарио:
- Я в течение семи лет работал директором Ирины Аллегровой. А в данный момент занимаюсь "прокатом" таких артистов, как Валерий Леонтьев, Николай Басков и Земфира. Если говорить о личной безопасности артистов, могу привести два примера. Липецк. Ирина Аллегрова отработала концерт, приехали в гостиницу, закрылись, ужинаем. Ломается дверь, заходят какие-то люди, живущие на этом же этаже: "А мы желаем, чтобы Аллегрова нам спела". Мы вызвали милицию, которая приехала и уехала. Пришлось забаррикадировать дверь диваном. Вот недавно писали, что охранники Земфиры избили ее поклонников в Сочи. А дело было так. Двое молодых людей после выступления врываются на сцену и чуть не сшибают Земфиру с ног. Я их взял "за грудки" и выкинул со сцены. Что у них в руках? С какими намерениями они бросились? Может, возьмут и брызнут на нее серной кислотой?
ВЗГЛЯД ИЗ ПРОВИНЦИИ
"Думаю, что у нас такого, как в Якутске, случиться не может, - говорит начальник милиции общественной безопасности УВД Ярославской области Виктор Фалетров. - В городском батальоне патрульно-постовой службы, несущем охрану массовых мероприятий, собраны лучшие кадры. До сих пор обходились без эксцессов. Хотя неприятные моменты, конечно, были".
Старожилы ярославских музыкальных "тусовок" подобные случаи прекрасно помнят. Год назад в город приехала верхушка блока "Правое дело" вместе с Владимиром Пресняковым, Владимиром Кузьминым, Михаилом Жванецким, Николаем Фоменко, "Чайфом", а также "Машей и медведями". Сперва лидеры в сопровождении многотысячной толпы пронесли по центру Ярославля гигантский флаг, а затем отправились на стадион на концерт "звезд". Билетов оказалось больше, чем реальных мест. В результате 24 тысячи юношей и девушек пытались протиснуться на трибуны, которые могли принять вдвое меньше народу. По словам очевидцев, из толпы вынесли четырех пострадавших. "Иногда бывает, что кумир теряет самоконтроль и начинает провоцировать публику, - говорит офицер-оперативник местного управления ФСБ, который по долгу службы бывает на массовых мероприятиях. - Так ведь и до беды недолго. Недавно, к примеру, московский певец Никита долго бегал по стадиону и ломал декорации, а затем крикнул слушателям: "Сюда идите, ко мне! Навались, ребята, охраны мало, а вас много!" Хорошо, что концерт шел вяло и публика искушению не поддалась. А если бы поддалась? Представьте, как три тысячи человек одновременно срываются с трибун и бегут на поле. Сколько было бы жертв?"