Два грандиозных сооружения, о которых пойдет речь сегодня, включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И ведь есть за что! Вот что изумляет, когда мы знакомимся с их историями.
Это схема «Тихоокеанской Венеции» — древнего каменного города Нан-Мадол, лежащего на 92 рукотворных островах, связанных системой искусственных каналов. Здесь, на юго-западе Понапе, — главного острова Микронезии, археологи «обитают» с середины XIX века, пытаясь разгадать тайну этих построек, сложенных из гигантских 10-15-тонных базальтовых колонн.
Первым подробную схему Нан-Мадола сделал немецкий археолог Пауль Хамбрух в 1912 году. Но он не успел объяснить, что означал выделенный им желтым фрагмент на карте: туземцы, возмущенные раскопками на месте их святилищ, подняли восстание и почти все белые были истреблены.
В 1919 году Микронезия попала под управление Японии. И неожиданно вышла чуть ли не в лидеры поставок платины на мировой рынок. «Отличником» оказался все тот же остров Понапе, где платины отродясь не водилось — лишь жемчуг да ваниль. Японские водолазы, которых здесь в ту пору было чуть ли не больше, чем туземцев, тайну хранили стойко. Но местные не скрывали страха: желтолицые нашли «переход между мирами» (так звучит на здешнем наречии название Нан-Мадол) и вывезли белые саркофаги из древней подводной усыпальницы. Теперь быть беде!
Археологи вновь добрались до Понапе лишь после Второй мировой, в 1958-м, когда остров перешел под протекторат США. Платиновых саркофагов, правда, уже не обнаружили, зато на дне моря нашли огромный и порядком разрушенный древний город, построенный, как это ни невероятно, 8-10 тысяч лет назад! Сообщение между двумя Нан-Мадолами (подводным и надводным), очевидно, осуществлялось через туннель, расположенный как раз в том месте, которое было отмечено желтым квадратом на схеме. У «Тихоокеанской Венеции» стало на одну тайну меньше...
Трудно поверить, но этой, самой большой в мире, глиняной мечети уже 800 лет! Она находится в Африке, в Мали, в городе Дженне. Как же удалось сохранить на века сооружение из столь недолговечного материала?
Каждый год после сезона дождей малийцы устраивают здесь уникальный праздник труда. Тысячи человек стекаются к мечети Дженне, чтобы восстановить ее глиняные стены, — а заодно всем вместе поесть и послушать музыку. По традиции, пока главный храм не привели в порядок, никто не имеет права заняться ремонтом своего жилища.
Стены толщиной в полметра сделаны из сырцового кирпича, покрытого глиняной штукатуркой, — именно она придает сооружению такой скульптурный вид. Для связки используют пальмовые ветви, которые уменьшают растрескивание и служат своеобразными ступеньками ремонтникам.
Праздник труда начинается с «глиняных плясок»: мальчишки играют и прыгают в смеси, замешивая глину. Затем организуется кросс на скорость: кто быстрее доставит глиняные пластины и штукатурку к мечети. «Эстафетную палочку» принимают мужчины — они карабкаются по пальмовым «ступенькам» и заделывают появившиеся за год трещины и ямки. Женщины носят воду, а пожилые члены общины — почетные гости — наблюдают за происходящим с рыночной площади, иногда давая мудрые советы. Работа идет с раннего утра и до позднего вечера и заканчивается ночным весельем и застольем. Так продолжается день за днем, пока мечеть Дженне опять не станет как новенькая!