Главная Культура 19:01 21 Февраля 2016 7939
Этот русский знал о Египте больше самих египтян

Почему в Каире есть памятник Владимиру Голенищеву, а в Москве и Петербурге нет?

Виктор Солкин, историк, руководитель Ассоциации по изучению Древнего Египта «Маат»

Недавний 160-летний юбилей Владимира Голенищева должны были бы широко отметить как минимум в двух российских столицах — так много этот выдающийся ученый сделал для русской науки о Востоке. Но Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина посвятил ему лишь скромную выставку двух царских статуй и небольшую конференцию. Гораздо более камерная по возможностям, нежели ГМИИ, библиотека имени М.А. Волошина открыла выставку его прижизненных изданий и организовала лекции экспертов-египтологов. А Государственный Эрмитаж и Петербургский университет, которые обязаны Голенищеву очень многим, не сделали вообще ничего. Что ж, люди часто забывают тех, кто достоин их благодарной памяти...

Владимир Голенищев (1856-1947). Архив В. В. Солкина

Имя Владимира Голенищева между тем часто слышат посетители в знаменитом египетском зале ГМИИ. Шедевров в этих стенах много. Удивительная, выполненная из слоновой кости 3,5 тысячи лет назад косметическая ложечка в виде юной богини неба, держащей в руках водяную лилию, из которой вот-вот родится солнце. Или лоснящиеся черным деревом и серебром статуэтки жреца и жрицы — Аменхотепа и Раннаи, инкрустированные глаза которых смотрят сквозь очередного посетителя, решившего встретиться с ними взглядом. А вот гранитный бюст фараона Аменемхета II (подумать страшно — XIX век до нашей эры!), изображающий одновременно и «живого бога», величественного правителя Египта, и человека, уставшего и ожесточенного...

Все эти памятники, а с ними еще более 6 тысяч произведений искусства, лишь часть которых видят посетители музея, были некогда собранием великого русского ученого Владимира Голенищева.

Он родился 29 января 1856 года в семье богатого царскосельского купца. Отец, по свидетельствам ученого, пришел в Петербург нищим и создал свое богатство сам. Он сделал все для того, чтобы его сын получил великолепное образование. Гувернер-швейцарец, имя которого забыто, увлек маленького Володю в поразительный мир древности. Мальчик буквально заболел Египтом, его пирамидами, сфинксами и иероглифическими надписями. Уже в 14 лет он покупает свой первый подлинный древнеегипетский памятник у антиквара на Невском проспекте. В университетские годы в классе выдающегося арабиста Виктора Романовича Розена Владимир Голенищев показывает превосходные результаты в восточных языках, уже блестяще владея европейскими и изучая самостоятельно древнеегипетский. Всего же он владел 13 (тринадцатью!) языками.

Еще будучи студентом, Владимир работает в хранилищах Эрмитажа и открывает там интереснейшие произведения древнеегипетской литературы на папирусах, о происхождении которых в музее ничего не знали. Переводы текстов, среди которых была знаменитая «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (первый в мировой литературе рассказ о моряке разбившегося корабля и таинственном острове), ввели молодого Голенищева в круг крупнейших ученых того времени.

Эрмитаж стал первым местом работы ученого «сверх штата» — обладая состоянием, он служил там с 1880 по 1916 годы, не получая жалованья. Владимир Семенович описал всю его египетскую коллекцию, создав внушительный каталог на французском языке. Позже он издал на собственные средства путеводители по египетской и ассиро-вавилонской экспозициям музея, которые затем бесплатно раздавали посетителям. Кроме того, он пожертвовал для пополнения коллекции ряд первоклассных древних памятников (среди которых — папирус с Книгой Мертвых жреца Несмина), купленных во время путешествий по Египту и странам Европы.

Выставка «Два Аменемхета» в Египетском зал ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото Андрея Плаксина

В 1879 году Голенищев впервые ступил на берега Нила. В Египте он побывал более 30 раз, предприняв, несмотря на противостояние англичан, собственные раскопки. Однако по большому счету археология никогда не занимала главное место среди его интересов. Голенищев был безмерно увлечен лингвистикой и египетским искусством, которое не просто знал, но и очень тонко чувствовал, обладая при этом превосходным вкусом. Именно поэтому ему удалось составить коллекцию, в которой представлены все эпохи существования Египта фараонов, собрано столько удивительных шедевров.

В своем петербургском доме по адресу Моховая улица, 15 Владимир Семенович открыл «египетский музей», доступный всем желающим. Владелец коллекции любил принимать в нем самых разных гостей и охотно, когда было время, сам водил экскурсии, давая пояснения. Пестуя свое детище, он еще не знал, что в 1909 году окажется полностью разоренным и будет вынужден продать коллекцию, чтобы раздать чужие долги. Житейская драма. Средства Голенищевых, вложенные в основном в Среднеуральское золотопромышленное общество, контролировал супруг сестры Владимира Семеновича, некто Вонлярлярский, оказавшийся заядлым игроком. Он-то и погубил все состояние, нажитое семьей. Коллекцию, которая могла бы стать гордостью любого музея в мире, выставили на продажу...

Голенищев был патриотом. Получив очень щедрые предложения из Германии и США, он принял решение оставить коллекцию на родине. Стараниями основателя нынешнего ГМИИ профессора И.В. Цветаева (отец жемчужины русской поэзии Марины Цветаевой), убедившего депутатов Думы и самого Николая II, а также сподвижника Голенищева, знаменитого русского востоковеда Б.А. Тураева, донесшего до общественности всю ценность такого приобретения, уникальное собрание попало в Москву, а не в Эрмитаж. В апреле 1911 года 126 ящиков с коллекцией поступили в Музей изящных искусств на Волхонке. За это Голенищев, чье собрание по самым скромным меркам было оценено в 350 тысяч рублей, получал ренту — 24 тысячи рублей в год. Увы, в 1917 году он оказался на краю пропасти второй раз: советское правительство отказалось от выплат по царским счетам ученому, уехавшему на родину жены, в Ниццу...

Второй родиной для Голенищева стал Египет. Сюда его пригласили преподавать, и именно он основал кафедру египтологии Каирского университета, положив начало науке о стране фараонов в самом Египте. Здесь его хорошо помнят — пожалуй, лучше, чем в России. В саду Египетского музея в Каире среди памятников выдающимся египтологам всего мира бюст Голенищева занимает почетное место. Выйдя на пенсию, в 1929 году он уехал в Ниццу, пережил войну и 9 августа 1947 года уснул навсегда над рукописью — переводом еще одного древнего текста.

P.S. Голенищев, судя по свидетельствам своих французских учеников, часто вспоминал Россию, но так никогда и не был в египетском зале цветаевского Музея изящных искусств, отклонив даже приглашение на его открытие — не нашел в себе сил увидеть свои сокровища в чужих стенах, отделенными от его прикосновения стеклом витрины...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6066
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4596
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...