В воскресенье в Берлине раздали награды одного из главных кинофестивалей мира. По мнению специального корреспондента «Труда», Берлинале на 62-м году своего существования сменил вехи, поставив в центр не обобщенный показ социально-политических конфликтов, а судьбы отдельных людей.
Вместо непременных (на протяжении нескольких лет) сюжетных мотивов про эмигрантов или иммигрантов, ищущих лучшей доли в Европе и страдающих от унижений, ксенофобии и прочих реалий «свободного мира», в центре большинства фильмов теперь семейные отношения, детские стрессы, страхи, переживания и борьба за выживание. Социальное в этом году неотделимо от родового и личного, а история страны — от истории семейных кланов, как в эпической саге «Долина белого оленя», снятой Ван Цюаньанем — знаменитым обладателем «Золотого медведя» 2006 года (за фильм «Свадьба Туйи»). На сей раз награду «За выдающийся вклад» получил Лютц Райтмайер — оператор этой китайской вариации на тему «Двадцатого века» Бертолуччи, снявший душераздирающие исторические коллизии
Специального упоминания жюри — наверняка настоял его председатель, неисправимый реалист Майк Ли, — удостоилась скромная картина Урсулы Мейер «Сестра» (Швейцария — Франция).
Всем журналистам было очевидно, что основная гонка за призы развернется между тремя разномасштабными фильмами: немецкой «Барбарой» Кристиана Петцольда, португальским «Табу» Мигела Гомеша и венгерской картиной Бенедека Флигауфа «Всего лишь ветер». Майк Ли с компанией эти ожидания подтвердил. «Всего лишь ветер» (
Не мог остаться без наград и стильный
«Серебряного медведя» за режиссуру получил Кристиан Петцольд, снявший добротную драму о духе времени немецких
«Золотого медведя» Майк Ли приготовил хорошему — но не более того — фильму братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». Хотя этот жест британского классика классикам итальянским можно оценить не только как гуманитарный. Прием, выбранный Тавиани, не нов, но действует сильно. В римской тюрьме оголтелые убийцы и наркодилеры репетируют трагедию Шекспира «Юлий Цезарь». Играют у Тавиани в основном настоящие преступники. Роли, в которые они вживаются с невероятной отдачей, ничего общего с их личной судьбой не имеют. Зато дают им такой колоссальный опыт понимания себя, мира и своего прошлого, что репетиции спектакля становятся большей реальностью, чем та, за которую они сели. Знаменательна финальная реплика убийцы, отыгравшего роль Кассия: «Когда я узнал, что такое искусство, моя камера стала тюрьмой».
Победители
Паоло и Витторио Тавиани, режиссеры фильма «Цезарь должен умереть»:
— Мы провели четыре недели в тюрьме «Ребибия»: входили утром, уезжали поздно ночью, изношенные, но счастливые. И однажды сказали себе, что снимаем этот фильм с тем же драйвом, что и свой дебют. Когда съемки закончились, мы сердечно распрощались с актерами. Поднимаясь по лестнице в свою камеру, Козимо Рега, сыгравший одну из главных ролей, поднял руки и закричал: «Паоло, Витторио, с завтрашнего дня все будет