Главная Культура 01:16 25 Сентября 2009 7529
Олег Басилашвили: 75 «Я пессимист, но брюзжать не собираюсь»
Народному артисту СССР Олегу Басилашвили завтра исполняется 75 лет. Свой юбилей он встречает в родной Москве, где гастролирует вместе с труппой Большого драматического театра имени Г. Товстоногова. Последние полвека Басилашвили, впрочем, прожил в Питере и
Ситковский Глеб

Самый московский петербуржец и самый питерский москвич уклонился почти от всех юбилейных интервью, но для «Труда» сделал исключение.

 — У вас ведь в этом году ещё один юбилей, Олег Валерьянович. Ровно 50 лет назад вы приехали из Москвы к Товстоногову и остались здесь навсегда. Какой город вам нравится больше: Ленинград-1959 или Санкт-Петербург-2009?

— Начнем с того, что Ленинград стал Санкт-Петербургом с моей подачи. В свое время именно я выступил на съезде народных депутатов СССР и сказал, что большинство ленинградцев высказались за возвращение городу его старого наименования — Санкт-Петербург. Тем самым я вызвал бурю негодования в зале, особенно среди членов КПСС, многие из которых сейчас стали членами «Единой России». Но мне трудно сказать, где мне было лучше, в Ленинграде или Петербурге. С одной стороны, лучше в Ленинграде, потому что я был тогда моложе. Чувствовал себя лучше, впереди маячили всякие перспективы, о смерти ещё не помышлял: Сейчас мне уже много лет, и чувствую я себя похуже, чем тогда. Взгляд на жизнь стал мрачнее, как и у всех пожилых людей. Говорить о том, что страна в этом виновата, было бы глупо. Конечно, страна очень изменилась, а вместе с нею и город. В лучшую или худшую сторону — не знаю. Я на многое смотрю с пессимизмом, но брюзжать по этому поводу не собираюсь. Есть вещи, которые мне нравятся в Петербурге. Я вижу рачительного хозяина Валентину Матвиенко, которая делает очень много, чтобы город приобрел нормальные черты. Однако есть вещи, которые меня безумно раздражают.

— Что, например?

— Неконтролируемый рынок привел к тому, что наш город постепенно стал терять свое очарование. Дело в том, что в Петербурге важны дома, даже не являющиеся исторической ценностью и не построенные великими архитекторами. Возьмем какой-нибудь доходный дом на Мещанской улице, который ничего особенного собой не представляет. Мы его ломаем, строим на этом месте стекляшку и тем самым губим атмосферу, которая была здесь когда-то при Достоевском, Толстом, Гоголе. Наши руководители, к сожалению, этого не понимают. Пускай они поедут в Рим или Флоренцию и посмотрят, как там обстоит дело. Там тоже полно всякой градостроительной дряни и старых дворов, в которых сушится белье. Можно все это снести и построить шикарный дом. Но они же этого не делают! Почему? Во-первых, уважают своих предков, а во-вторых, это дает гигантский доход, туристы приезжают. Трудно представить, что во Флоренции выстроят небоскреб — может быть, даже очень красивый, — потому что он уничтожит город. А у нас в Петербурге строят газ-промовский «Охта-центр», нарушая тем самым все законы — причем не где-нибудь, а рядом со Смольным собором. Протестующие против этой затеи говорят: да стройте на здоровье, но только в другом месте. Нет, отвечают, мы хотим строить именно здесь. В гробу мы вас всех видели. Вы там внизу копошитесь? Ну и копошитесь дальше! Это вы должны подчиняться закону, а мы не будем, потому что мы власть. Вот это меня безумно раздражает и угнетает. Такое небрежение мнением громадного количества петербуржцев просто преступно.

— А то, что сегодня происходитс градостроительным пейзажем Москвы, вас не огорчает?

— Огорчает. Но Москва начала разрушаться уже давно, ещё при товарище Сталине. Её так разрушили, что почти ничего не осталось. Весь центр, Охотный Ряд, весь Китай-город — все это уничтожено. В Кремле, в самом сердце России, стоит идиотское здание Дворца съездов. Но Москва все проглатывает, она эклектична. Однако некоторые вещи, конечно, в современной Москве все равно ошарашивают. Едешь по Устиновскому мосту, видишь Спасскую башню, Водовзводную башню, а на их фоне — идиотские небоскребы, которые портят панораму Кремля. Неужели нельзя было поставить их в другом месте? Это говорит только о комплексе неполноценности архитектора, который понимал, что его здание в другом месте не произведет никакого впечатления, а вот если поставить его рядом с Кремлем — тут-то все и запляшут. Это говорит об отсутствии культуры и уважения к прошлому.

— Вы в Москве сейчас, наверное, бываете нечасто?

— Да нет, я постоянно сюда приезжаю. Это же мой родной город, и я вижу, что в нем происходит. Вот последний случай. На «Мосфильме» я не был около года. Приезжаю — и что я вижу? Мать честная! На Потылихе рядом с «Мосфильмом» стоит что-то страшное. Рядом с небольшими зданиями посольств поставили что-то 300-метровое, винтом закрученное, и кажется, что оно вот-вот упадет. На «Мосфильме» есть громадная площадка, где выстроена старая Москва для съемок. Там улочки, церквушки, булыжные мостовые — словом, все для съемок. Так вот — теперь там снимать невозможно! Потому что над всеми этими старыми улочками возвышается это архитектурное безумие.

— Вы, кажется, во время этого приезда в Москву собираетесь на пробы в каком-то новом фильме. Что это будет?

— Говорить не хочу пока что, ещё рано. Летом снялся в сериале «Вербное воскресенье». Мне понравилась эта история, я сам про такое слышал. Где-то в 1959 году внук члена Политбюро ЦК КПСС изнасиловал какую-то балерину у себя на даче. Та подала в суд, об этом узнал «Голос Америки», разразился громкий скандал. В результате дед, которого играю я, добился того, чтобы балерину посадили за шантаж. Мне было интересно сыграть члена Политбюро.

— Что сейчас происходит с театром в Москве и Петербурге? Сравнить можете?

— Знаете, в чем беда Москвы, да и всей нашей страны? Вот, например, если человек работает в кино в Лос-Анджелесе, он не мечтает переехать в Вашингтон. Кто-то едет из Нью-Джерси в Нью-Йорк, а кто то, наоборот, из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Нет единого центра, есть много центров. Москва же превратилась в клопа, который сосет кровь у всей страны. Но, как известно, клоп не может сосать бесконечно, рано или поздно он лопнет. Это касается не только театра, но и всех сфер нашей экономики. Почему Трухин и Пореченков переехали из Питера в Москву? Да очень просто: там больше платят. В Питере бы их никто не заметил. Я уже не говорю о том, что происходит в провинции. Я довольно много езжу по России и вижу, что там происходит. Там есть прекрасные труппы, и артисты подчас даже лучше, чем в столицах, но о них никто ничего не знает.

— Если сравнивать с временами Товстоногова, театр сегодня стремительно теряет свое значение. Что нужно предпринять, чтобы избежать окончательной катастрофы?

— Театр в советские времена выполнял определенные идеологические задачи. Он должен был с должной эмоциональной силой провозглашать коммунистические лозунги. Но вопреки этому с той же эмоциональной силой в советском театре утверждались и другие ценности — человеческие. Когда это удавалось, режиссера называли великим. Такое удавалось Эфросу, Товстоногову: Сегодня театр потерял свое значение, он встал в ряд с другими развлечениями: мюзик-холлом, варьете, игорными домами. И многие наши соотечественники стремятся сегодня не в Эрмитаж, а в публичный дом, потому что там интереснее. Наши власти не понимают того, что понимал кровавый тиран товарищ Сталин. Он понимал, что массы надо воспитывать, а писателей называл инженерами человеческих душ. Вдумайтесь только в это определение! Инженеры душ — это же совершенно сатанинское название. Он во многом достиг своих целей, и все мы — дети товарища Сталина с исковерканными душами. Без гордости, без совести, без любви к прошлому и к своей родине. Хотелось бы, чтобы наши власти подумали о том, чтобы направить театр на воспитание человеческих чувств. Искусство может сыграть гигантскую роль и сплотить нацию в одно целое. Народ сегодня ринулся развлекаться, все вокруг только и делают, что хохочут. Но мне кажется, что эта развлекаловка кончается. Посмотрите на эстрадных певцов с их мнимой энергией и темпераментной ажитацией. Они уже стали надоедать публике, потому что ничего не могут дать душе. Люди тянутся к тому, что может задеть их душу.

— Вы, видимо, за свою жизнь уже привыкли к овациям и крикам «браво». Но встречались ли вы с такими проявлениями зрительской любви, которые вас потрясли?

— Бывали такие вещи. Я часто езжу за границу и недавно побывал в США. А там, как известно, живет много наших бывших граждан. Вы, наверное, знаете, как в советское время выпускали людей за границу. Можно было взять не более 20 килограммов, и люди везли самое-самое главное. И вот ко мне там подходят люди и несут старые программки БДТ: «Три сестры», «Дядя Ваня». То есть они вывезли с собой самое драгоценное. Значит, что-то эти спектакли важное в них изменили.

— А вашу жизнь какой спектакль БДТ изменил?

— Молодым артистом я посмотрел спектакль Товстоногова «Пять вечеров». На сцене была обычная питерская коммуналка. Ворчащее радио, соседи в коридоре, полинялое корыто: В общем, ничего интересного. На сцене — какая-то заурядная женщина, член месткома, которая стоит в очередях за кефиром. Но ты вдруг понимал, что эта комната — самое главное, что есть на земном шаре, что земля вращается вокруг этой коммуналки, потому что в ней сосредоточена любовь. Когда я вышел на улицу, я смотрел на прохожих другими глазами. И тогда я понял, что мое место — в этом театре. Когда-то я высочайшим образцом считал Художественный театр. Но тут я понял, что «чайка» перелетела с мхатовского занавеса на занавес БДТ. Товстоногов был совсем другим режиссером, но он ставил перед собой такие же высочайшие цели, как старый МХАТ.

Досье

Олег Басилашвили, актер

Родился в 1934 году в Москве. Актерская биография началась в 1956 году, когда по окончании Школы-студии МХАТ он получил распределение в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. В 1959 году был приглашен в труппу БДТ. В последующие годы снимался во множествефильмов, чем снискалнародную любовь. В 1990–1993-м — народный депутат РСФСР. Народный артист СССР, лауреат Государственной пре-мии. Имеет множество на-град, среди которых ор-дена Трудового Красного Знамени, Дружбы, Мира, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9444
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7143
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?