Главная Культура 21:29 20 Декабря 2015 4747
Пиковая дама вернулась в Фонтанный дом

Интригующий мир одной из самых таинственных петербургских фигур представлен в Шереметевском дворце на Фонтанке

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург

О Пиковой даме знают все. Читали повесть Пушкина, слыхивали среди других таинственных историй из былого, слушали в опере. А уж знаменитую фразу из арии Германна «Что наша жизнь? Игра!» знают даже те, кто никогда не был на опере Чайковского. Однако куда меньше известно о подлинных героях — прототипах этой истории. О том, что хранительница тайны трех карт — не плод поэтической фантазии, а вполне реальная историческая личность: княгиня Наталья Петровна Голицына, жившая в 1744-1837 годах. Конечно, чем-то отличающаяся от навеянных ею художественных образов. А вот чем? Об этом — выставка, старт которой дал прошедший недавно в Cеверной столице фестиваль «Дягилев. Постскриптум».

Дочь дипломата, сенатора, сподвижника Петра I графа Петра Чернышева, Наталья Петровна принадлежала к числу самых влиятельных русских женщин XVIII-XIX столетий. Фрейлина «при дворе пяти императоров», позднее статс-дама и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины Большого креста, она была в фаворе и у французской королевы Марии-Антуанетты. Так что слова «Раз в Шантийи у принца де Конде король меня слыхал» — вовсе не выдумка оперной героини.

Вернувшись из охваченной революцией Франции, Голицына поселилась именно в Шереметевском дворце, где с юности бывала у своей подруги фрейлины Анны Петровны Шереметевой. И где теперь полторы сотни произведений искусства из фондов Эрмитажа, Петергофа, Музея театрального и музыкального искусства, архивов и библиотек Петербурга рассказывают о необыкновенной жизни княгини и о ее образах в литературе, музыке, театре, живописи.

«Серебро и золото Пиковой дамы» — растяжка с названием выставки висит на фасаде дворца, где уже четвертый век обитают легенды и тайны этого города. Здесь в 1765-1768 годах Наталья Чернышева (с 1766 года — княгиня Голицына) и Анна Шереметева играли в любительских спектаклях, где среди зрителей бывала и сама императрица Екатерина II. Отсюда юные фрейлины поехали на «придворную карусель», которую на третий год своего царствования учредила все та же Екатерина II, — и выиграли в галантном рыцарском турнире. Молодые наездницы выполняли те же воинские упражнения, что и конные кавалеры. Первый приз за меткость, ловкость и красоту получила Наталья Петровна, второй достался Анне Петровне. Среди мужчин в тот год в отчаянной борьбе со своим братом победил, конечно же, любимец императрицы Григорий Орлов...

Княгиня Голицына – прототип главной героини повести

Присужденная Наталье Петровне золотая медаль с профилем Екатерины II — тот самый первый приз «придворной карусели» — теперь украшает выставку в Фонтанном доме. Среди поистине драгоценных экспонатов — именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный Голицыной во Франции для дочери Софьи. Этот прибор Эрмитажу посчастливилось приобрести на торгах аукционного дома Christie’s в июне 2011 года.

Благодаря сотрудничеству разных музеев на выставке удалось собрать парадные портреты семьи, подруг, придворного окружения. А еще графические листы с жанровыми сценами, документы и предметы быта реальной княгини Голицыной и подлинные театральные раритеты с самых ранних постановок оперы Чайковского. Призрак Пиковой дамы вновь явился в покоях Шереметевского дворца и почувствовал себя здесь как дома.

«Почти вся знать была ей родственная по крови или по бракам. Императоры высказывали ей любовь почти сыновнюю. В городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловной властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему», — рассказывал о Голицыной современник. А Пушкин писал в 1834 году: «...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной князь С.Г. Голицын-Фирс рассказал Пушкину, как он однажды проигрался в карты и в отчаянье бросился к тетке с мольбой о помощи. Та, хоть и была сказочно богата, денег не дала, зато поделилась с племянником тайной трех карт. Которую, в свою очередь, поведал ей знаменитый французский авантюрист граф Сер-Жермен. Да, именно те самые карты: тройка, семерка, туз! Окрыленный тайным знанием, князь тут же отыгрался. Портрет Сен-Жермена тоже можно увидеть на выставке. Довольно заурядной внешности, скажу я вам, был этот маг и волшебник. С другой стороны, зачем ему красота при таких-то талантах?

А вот колоритный образ независимой, властной и суровой la princesse Moustache (усатой княгини) запечатлен в живописи и графике, мемуарах и художественной литературе. Послужив прототипом старой графини Анны Федотовны в «Пиковой даме», Наталья Петровна явилась и на театральных подмостках. Дом, где она проживала — Малая Морская (или Гороховая) улица, 10, — в истории города так и остался «домом Пиковой дамы», возле которого мерз несчастный Германн...

«Это большое счастье, когда можно посмотреть на артефакты, имеющие отношение ко времени, о котором ты много думал и которое ты проживал на сцене», — сказал на открытии выставки Николай Цискаридзе. В 2001 году он стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама» в Большом театре. Так что роковая дама оставила большой след и в его жизни.

«Та работа для меня была очень важная, — рассказывает прославленный танцовщик, ныне возглавляющий Академию русского балета им. Вагановой. — Я Ролану сразу сказал: «Вы очень нахальный француз. Приехали в Россию, взяли две русские святыни — повесть Пушкина и Шестую симфонию Чайковского (для балета взята музыка не оперы Петра Ильича, а его последней симфонии. — «Труд») и хотите прогреметь. Но если у вас не получится, скажут, что не получилось у великого французского балетмейстера, а виноватым будет несчастный грузинский мальчик...» Я ходил с книжкой каждый день на репетиции, мы очень много ругались чуть ли не из-за каждого движения. Я настаивал на том, что здесь будет только так, как написал Пушкин, и смысл я менять ни в коем случае не буду. Говорил ему: «Вы уедете, а бить будут меня».

Николай Цискаридзе вспомнил о неудаче, которая постигла Ролана Пети в 70-х годах в Париже, когда он ставил этот спектакль с Михаилом Барышниковым.

«И балетмейстер, и исполнитель признали эту работу неудачной. В любом случае права директор Театрального музея Наталья Метелица, когда говорит, что Пиковая дама — странная женщина, не очень хочет, чтобы с ней вот так запросто заигрывали. Алла Демидова мне рассказывала, что, когда снимали фильм, она упала, сломала руку. Они очень долго снимали ту картину, постоянно выбивались из графика из-за различных неприятностей. Мне Пиковая дама принесла много радости, но заставила дорого расплатиться: я получил серьезную травму. Демидова мне тогда позвонила и сказала: «Колечка, это от Нее тебе привет». И все-таки для меня это одно из самых любимых произведений. Я очень счастлив, что благодаря Театральному музею мы в очередной раз возвращаемся к личности Голицыной и к таким гениям, как Пушкин и Чайковский. Наверное, это одно из самых петербургских произведений...»

Музейным спектаклем назвала вернисаж в Шереметевском дворце Наталья Метелица — не только директор Музея театрального и музыкального искусства, но и арт-директор фестиваля «Дягилев. Постскриптум». Ну что же, спектакль удался. Пиковая дама может быть довольна.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5528
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5177
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...