Главная Культура 00:06 20 Декабря 2013 4650
Конкурентов у «Мосфильма» нет ни в России, ни в Европе

С чем встречает лучшая киностудия страны 90-летие? Рассказывает ее генеральный директор Карен Шахназаров

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Легенда начиналась так. В ноябре 1923 года на базе кинофабрик Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева был создан «Москинокомбинат». А в начале января 1924 года на экраны страны вышел первенец — фильм «На крыльях ввысь». К этому событию и решено было приурочить официальную дату рождения киностудии, переименованной впоследствии в «Мосфильм».

Карен Георгиевич, как будете встречать юбилей? Грандиозными концертами, громкими премьерами?

— Никаких концертов точно не будет. Пригласить поп-звезд, потратить кучу денег, а зачем? Конечно, по каналу «Культура» идет цикл передач с показом лучших лент «Мосфильма», в клубе «Эльдар» состоится вечер, посвященный киностудии, — и этого, считаю, довольно. Что касается ретроспектив, то на отечественных и международных фестивалях программы мосфильмовских картин идут постоянно, независимо от юбилея. Советское кино, которое имело свое лицо, свою эстетику, сегодня вызывает огромный интерес у специалистов во всем мире.

— А почему бы к юбилею «Мосфильма» не показать, к примеру, новую работу Никиты Михалкова «Солнечный удар», которая наверняка вызвала бы ажиотаж?

— Да, Михалков отчасти снимал «Солнечный удар» на «Мосфильме», но права на картину принадлежат студии «ТРИТЭ». А у Никиты Сергеевича как у создателя и владельца фильма, полагаю, свои планы, где и когда показывать картину. Тут надо отдавать себе отчет, что «Мосфильм» советской поры и «Мосфильм» сегодняшний — во многом разные студии. Раньше государство давало деньги на производство картин большим киностудиям — тому же «Мосфильму», «Ленфильму». Сегодня оно дает их частным продюсерам, владельцам собственных компаний, которые вправе снимать кино на какой угодно базе и самим распоряжаться судьбой своих картин.

— И что в таком случае представляет из себя «Мосфильм» сегодня?

— «Мосфильм» сегодня — это производственная кинофабрика. Современная, мощная, оборудованная по последнему слову техники, обладающая всеми новейшими технологиями, в том числе компьютерной графикой. Подчеркну: это единственная в стране рентабельная кинокомпания. При этом «Мосфильм» в последние десятилетия реконструировался, модернизировался полностью на свои средства. Мы не только не брали и не берем у государства ни копейки, но исправно платим в казну налоги. Сегодня наш киноконцерн хорошо загружен, все павильоны (а их у нас 14) расписаны на год вперед.

— Но в них снимаются преимущественно сериалы...

— Да, в последние годы «Мосфильм» все больше смотрит в сторону телевидения. У нас снимаются популярные передачи, сериалы — например, телефильм «Убить Сталина» почти целиком снят на «Мосфильме», в декорациях — «Старая Москва». Это реальность нынешнего времени: сериалы становятся масштабнее, красочнее, их создателям нужны дорогие павильоны, сложные декорации. А наше преимущественно малобюджетное кино (известно, что затраты на весь российский кинематограф сопоставимы с бюджетом одного голливудского блокбастера) с появлением цифровых технологий все чаще уходит в интерьеры, снимается на натуре. Не вижу трагедии. Главное — в стране есть современная, мощная, самоокупаемая кинобаза, одна из лучших в мире и точно лучшая в Европе.

— Вы не преувеличиваете, Карен Георгиевич?

— Ничуть. Когда 15 лет назад я стал директором «Мосфильма», студия лежала в руинах. Никого в этом не обвиняю, но такова была данность. И я поставил тогда перед собой и моими коллегами амбициозную задачу — сделать лучшую студию в мире. Не вторую, не третью, а именно лучшую. Сегодня эта задача во многом выполнена. Об этом говорят зарубежные гости «Мосфильма», да и я по миру поездил. Единственная студия, которую я оценил бы как сопоставимую с нашей, — это «Уорнер Бразерс» в Лос-Анджелесе. У них павильонов побольше. А по «начинке» у нас паритет. Но им все-таки легче, у них климат другой. В Лос-Анджелесе в январе — плюс 20, а нам в это время надо со снегом и льдом на крышах бороться, павильоны отапливать:

— Вернемся к родным осинам. Год назад вы обмолвились, что не верите в возрождение «Ленфильма». С тех пор там появился новый менеджмент, наметились обнадеживающие тенденции. Вы не поменяли точку зрения?

— Я с большой симпатией отношусь к людям, которые пытаются там что-то изменить, но как не верил, так и не верю в возрождение «Ленфильма». Я не думаю, что «Ленфильм» вообще надо возрождать. Не могу понять, какие задачи будет решать киностудия, на что будут потрачены усилия и средства, какая техника будет закупаться, какие цеха будут реконструированы и построены? Ясной концепции на этот счет нет. Тем более что с переходом на цифровые технологии большие киностудии во всем мире стали испытывать и большие проблемы. К примеру, простаивают или закрываются лаборатории по обработке пленки — мы это уже чувствуем по себе. И государство тем не менее недавно выделило «Ленфильму» деньги. Не очень, правда, понятно, почему «Мосфильм» 20 лет их не получал и все-таки сумел модернизироваться.

— Наверное, «Мосфильм ничего не просил?

— Не просил, хотя мы государственная студия, а «Ленфильм» — акционерное общество: сам бог велел самим зарабатывать. Но мы в свое время не продали коллекцию своих фильмов, хотя нам это и предлагали, а жили, развивались на доходы от продажи прав на наши фильмы телевидению, а «Ленфильм» коллекцию продал. Деньги делись неизвестно куда. Надо ли сегодня удивляться, что студия находится в плачевном состоянии, безнадежно отстав не только от «Мосфильма», но и от успешных частных кинокомпаний, которых хватает и в столице, и в Санкт-Петербурге. Вот почему в возрождение «Ленфильма» я не очень верю, хотя и рад буду ошибиться.

— А студия «Главкино», строительство которой продолжается в Подмосковье? В какой мере она может стать конкурентом «Мосфильма»?

— У нас, признаюсь, были опасения, когда мы узнали о строительстве новой большой киностудии. Но там на сегодняшний день построены только павильоны, другой инфраструктуры нет. Так что пододвинуть нас на рынке кинотелеиндустрии они пока не сумели, а дальше — посмотрим:

— И последний вопрос. «Мосфильм» — это 90 лет истории, это 2,5 тысячи фильмов, это сотни самобытных творцов. У вас есть любимые картины, режиссеры?

— Необъятный вопрос. Половина моей жизни пришлась на старый, советский «Мосфильм», который представлял собой огромный коллектив. Я был воспитан на мосфильмовском кино, учился на нем. И я до сих пор очень люблю, например, фильмы Сергея Эйзенштейна. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю величие этого гениального режиссера. Мне очень интересен Иван Пырьев, который был не только замечательным директором «Мосфильма», но и создал особый жанр национального музыкального фильма, в отличие от Григория Александрова, тоже великого режиссера, который снимал свое кино все-таки под влиянием Голливуда. И, конечно, не могу не сказать о блистательной плеяде режиссеров, которые пришли на киностудию в 60-70-е годы: Бондарчук, Данелия, Хуциев, Алов и Наумов, Таланкин, Тарковский, Рязанов, Гайдай, Климов и Шепитько — это ведь золотой век советского кино. Труд этих и многих людей, их гениальные фильмы — в фундаменте нынешнего процветания «Мосфильма», и мы на студии это хорошо понимаем.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9379
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7104
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?