Главная Культура 18:39 20 Ноября 2016 3963
Все в «Норме», если это спектакль театра «Ковент-Гарден»

Впервые в России начались регулярные кинотрансляции из Королевской оперы

Сергей Бирюков

В афише кинотрансляций из великих оперных театров мира – важное пополнение. К регулярным кинопутешествиям на спектакли нью-йоркской Метрополитен-оперы с этого сезона добавились передачи из лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден». Их осуществляет недавно созданное агентство Opera HD. И начало оно с мирового шедевра бельканто – «Нормы» Беллини. Что произвело на журналиста «Труда» впечатление разорвавшейся бомбы.

Эта заметка не совсем обычна. Она – не только (и, может быть, не столько) репортаж с посещения кинотеатра, сколько сообщение об открытии. Собственном, совершенном на энном десятилетии профессиональной карьеры музыкального журналиста. Именно благодаря лондонскому исполнению «Нормы» Беллини.

Есть среди сонма мировых опер особый круг шедевров, которые не просто восхищают, но трогают до степени потрясения. Наверное, у каждого он свой – у меня это оперы о трагической женской судьбе. Такие, где к гениальности музыки добавляется рвущий сердце сюжет. «Травиата», «Евгений Онегин» (автор романа в стихах Пушкин не зря всерьез подумывал назвать его «Татьяна Ларина»), «Мадам Баттерфляй»... К спазму в горле в их развязке за эти десятилетия уже удалось привыкнуть, хотя избежать его – ни разу.

Но вот то, что точно так же потрясет «Норма» Беллини, ожидал меньше всего. При всем уважении к бельканто как к прекрасному образцу музыкальной виртуозности и совершенства формы, мне в нем не хватало человеческой теплоты и подлинности драмы. Никак не удавалось сочувствовать, допустим, безумной Лючии ди Ламмермур, сыплющей изящнейшими фиоритурами у окровавленного трупа своего мужа, в той же степени, как это происходило на последних монологах умирающей от чахотки Виолетты или брошенной супругом, лишающейся сына Чио-Чио-сан: там фиоритур куда меньше, но, казалось мне, несравнимо больше страсти. И уж тем более оставляла сердце холодным «Норма». Драма друидской жрицы, брошенной ее древнеримским возлюбленным, даже украшенная гениальной мелодией Casta diva, представлялась напыщенной и ходульной.

А всего-то, оказывается, надо было попасть а) на действительно хорошее исполнение. И б) на такое, где понимаешь, О ЧЕМ поют. Именно это случилось благодаря кинотрансляции «Нормы» из «Ковент-Гардена». Какая это оказалась драма! Какое столкновение характеров! Какая СТРАСТНАЯ (именно страстная, а не формально-фиоритурная) партия, роль, личность Нормы! Какая высекающая искры любовь-вражда с равным ей по силе пассионарием – римским проконсулом Поллионом. И какая мощь материнского чувства – наверное, самого высокого инстинкта на свете, не дающего жрице совершить то, чего от нее требовал ее друидский бог – убить детей, незаконно прижитых от иноверца, а потом за этот «проступок» пойти на костер...

Дело не в выдумках режиссера, или сценографа, или художника по костюмам, «приблизивших» сюжет к нашим реалиям (например, военных нарядили в мундиры современного покроя). Выдумки эти местами даже и хороши (стилизация костюмов Нормы и ее подруги Адальджизы под христианские священнические облачения подчеркивает родственную суть всех культов). Местами – выглядят натяжкой (священный лес друидов почему-то состоит из сотен крестов-распятий, хотя распятие людей любили практиковать как раз римляне, а не галлы). Местами просто отвлекает (например, затяжным показом сериала о кроликах в комнате детей Нормы).

Но все это – не более чем украшения на прекрасном МУЗЫКАЛЬНОМ здании оперы Беллини, воспроизведенном артистами «Ковент-Гардена». Штука в том, что Норма – это потрясающая певица и актриса, немыслимой красоты женщина Соня Йончева. Что Поллион – сногсшибательный тенор с универсальными возможностями Джозеф Каллейя. Что изумительно выстроены ансамбли, где идеальным током параллельных терций и секст наслаждаешься так же, как букетом лучшего итальянского вина. Что достойны этого истинно королевского уровня исполнения прочие солисты – Соня Ганасси (Адальджиза), Бриндли Шеррат (Оровезо), Дэвид Юнхун Ким (Флавий). Что вносит яркую краску в исполнение обладательница сочного сопрано молодая россиянка Влада Боровко, чья международная карьера стремительно развивается – сейчас она участник молодежной оперной программы Ковент-Гарден...

Конечно, огромна заслуга дирижера Антонио Паппано, очевидного творческого последователя Тосканини (но притом чутчайшего аккомпаниатора, идущего за малейшим импульсом актера-солиста).

И еще очень важно, что каждая фраза подтекстована русским переводом. Вспоминаю дикую тоску во время спектакля «Норма» в Большом театре лет 15 назад. И теперь думаю – может, он был не так плох, только надо было понимать все подробности этой схватки характеров, из которой рождается грандиозный сюжет и прекрасная, проникновенная музыка.

Еще важны крупные планы. Тут кинотрансляции – просто новое слова в истории оперного жанра. Правда, они же накладывают отдельную ответственность на актеров. Но уж извольте, господа артисты. Опера – не концерт в костюмах, а настоящий театр, как нам уже четвертый век не устают втолковывать Монтеверди, Моцарт, Верди, Вагнер, Чайковский... Соня Йончева и ее партнеры по сцене прекрасно усвоили этот завет. Отчего то же самое не сделать артистам наших «больших и малых театров»?

У тех, кто пропустил прямую трансляцию, есть еще шанс посмотреть запись 21, 27 ноября и 6 декабря, да еще с тем преимуществом, что в этом варианте интервью с участниками постановки, взятые в антракте, будут подтекстованы русским переводом.

Тем временем Opera HD готовит следующую трансляцию: в воскресенье 20 ноября передадут оперу Моцарта «Так поступают все женщины». Судя по показанному в антракте «Нормы» куску репетиции, исполнение искрометное. Я, в частности, обратил внимание на имя Йоханнеса Мартина Кренцле – этот певец изумил вокальной и актерской виртуозностью в транслированных два года назад другим агентством, CoolConnections, «Нюрнбергских мейстерзингерах» из Метрополитен-оперы, где он исполнил партию Бекмессера. И показал, что его смешной и неуклюжий герой совсем не так прост, на самом деле – он главный ТРАГИЧЕСКИЙ персонаж этой КОМИЧЕСКОЙ оперы. Интересно, каким предстанет в его исполнении другой плут – Альфонсо? Ведь опера Моцарта тоже совсем не проста по смыслу, в ней много «доньев», уже два с лишним столетия интригующих исполнителей и публику.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7548
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7344
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?