Министерство транспорта РФ сообщило, что к грузоперевозчикам, не оплатившим проезд по федеральным трассам в рамках системы «Платон», пока не будут применяться штрафы. Руководство ведомства решило пересмотреть размер взыскания с компаний-нарушителей, и совместно с представителями Госдумы разработали поправки, снижающие планку штрафа с 450 до 50 тысяч рублей.
Такое решение было принято после масштабных акций протеста, устраиваемых в последние две недели дальнобойщиками, а также после обращения бизнес-омбудсмена Бориса Титова к президенту страны Владимиру Путину. В своем письме уполномоченный рассказал об убытках, которые понесет бизнес из-за введения покилометровой платы за грузоперевозки. Ведь удорожание провоза товаров неизбежно повлечет рост цен на продукты, стройматериалы, мебель, бытовую химию. В результате аналитики уже предупредили, что введение грузового дорожного сбора может обернуться для страны экономическим шоком похлеще санкций.
Кто сильнее портит трассы, тот и платит за ремонт
Решение о том, что транспортные средства с массой свыше 12 тонн смогут ездить по федеральным дорогам исключительно за плату, вступило в силу с 15 ноября. Система взимания платы (СВП), заказчиком которой является Росавтодор, получила название «Платон». С ее помощью ведомство планирует ежегодно собирать с грузоперевозчиков около 40 миллиардов рублей, которые в дальнейшем будут направляться на строительство и ремонт дорог. Аргумент прост: именно большегрузные фуры наносят дорожному покрытию наибольший ущерб. Проезд одного большегруза в этом отношении перекрывает вред от нескольких сотен, а то и тысяч легковых автомобилей.
Заявления Росавтодора о введении покилометровой платы для грузовиков спровоцировало крупнейшую в новейшей истории РФ забастовку дальнобойщиков. В ней приняли участие 18 регионов. Сотни фур выстроились вдоль дорог; в Ленинградской области накануне прошла акция «Улитка» - ее участники, также водители большегрузных автомобилей, «оккупировали» Московское шоссе, заняв первую и вторую полосы, по которым разрешен проезд грузового транспорта, и двигаясь со скоростью не больше 10 километров в час.
«Фуры бастуют на внутренней стороне када. Все едут километров 5-10!!!перекрывают два правых ряда. На Московском шоссе от Дунайского к Кад тоже акция большегрузов «нет Платон». Толкаемся», - рассказал один из очевидцев происходяшего в группе «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» в соцсети «ВКонтакте».
Вынужденный реагировать на акции протеста, Минтранс решил повышать тариф постепенно: вместо того, чтобы сразу взимать с владельцев грузовиков плату в 3,73 руб за километр, до марта будущего года «таксу» решено было оставить на уровне в 1,53 рублей за км.
Жертвы «Платона»
Теперь, как стало известно обозревателям «Коммерсанта», Минтранс и Дума обсуждают компромиссный вариант о штрафах. Их размер для юридических и физических лиц предлагают сделать единым: 50 тысяч рублей за первое нарушение и 100 тысяч – за повторные.
Как сообщил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, документ депутаты планируют рассмотреть 1-2 декабря. «В декабре, как только его подпишет президент, поправки вступят в силу», — добавил парламентарий.
Грузоперевозчики, однако, такой мерой не сильно довольны: так, глава межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов назвал решение Минтранса половинчатым. «Мы требуем полностью отключить оборудование «Платона», — заявил Котов. – До отключения системы акции протеста продолжатся, но будут перенесены с обочин дорог на землю, чтобы исключить трагедии, как в Тверской области. Соответствующее обращение я уже направил всем участникам акции».
Инцидент, о котором упомянул Котов, произошел на этой неделе: в Тверской области, на 167-м километре автодороги М10 «Россия», в толпу протестующих врезался грузовик МАЗ. В это время на обочине дороги стояли около 60 участников акции; с ними беседовал врио комбата СБ ДПС Олег Атылин, призывая людей не выходить на трассу, где движение было весьма оживленным.
В это время МАЗ, следовавший в сторону столицы, выехал на встречную полосу и врезался в грузовик Mercedes, после чего въехал в толпу. Заметив движение машины, Атылин среагировал моментально: он оттолкнул троих дальнобойщиков с пути несущейся машины. Тем не менее, еще 5 человек попали под удар МАЗа. Один из них погиб на месте, еще четверо получили ранения.
Водитель МАЗа был задержан; в настоящее время по факту инцидента возбуждено уголовное дело. Известно, что на это происшествие крайне резко отреагировали в руководстве Росавтодора: ведомство направило в МВД обращение с требованием проверить организаторов протестных акций, которые якобы подвергают участников забастовки риску. Также в ведомстве заявили, что отключить «Платон» все равно не удастся: ведь 40 миллиардов рублей, которые планируется собрать с его помощью, уже заложены в бюджет на будущий год.