Главная Культура 00:04 20 Октября 2017 26220
Матильда - маркиза демонов

На экраны выходит самый скандальный фильм года

Леонид Павлючик

Если бы Натальи Поклонской не существовало в природе, режиссеру Алексею Учителю следовало бы ее выдумать. Ибо она оказала ему и его «Матильде» неоценимую услугу. Непрерывно раздувая вокруг картины скандал, депутат Госдумы тем самым провела блестящую, небывалую в истории нашего кино пиар-акцию. Без этой громкой рекламной раскрутки, пусть даже режиссер был ей и не рад, «Матильду» ждала бы куда более унылая участь...

Не скрою, я неоднократно выступал в защиту «Матильды» от посягательств экзальтированной депутатши и ее фанатичных последователей, которые обещали поджигать кинотеатры и требовали запретить еще никем не виденный фильм на том основании, что он, дескать, может оскорбить чувства верующих. Посмотрев 10 дней назад «Матильду» на пресс-показе и подписав по просьбе прокатчиков обязательство не обнародовать свое мнение до 20 октября, могу сегодня ответственно и честно написать: никаких попыток оскорбить чувства верующих ни я, ни кто-либо из 300 аккредитованных на просмотре журналистов в фильме не обнаружили. Другое дело, что «Матильда» может оскорбить эстетические чувства иных взыскательных зрителей, но, согласитесь, это не повод запрещать кино.

Министр культуры Владимир Мединский, которого не коснулось эмбарго на выражение своего мнения о фильме, уже сравнил «Матильду» с оскароносными хитами «Елизавета» и «Влюбленный Шекспир». Думаю, у министра, чье ведомство утверждало сценарий «Матильды», нынче нет другого пути, кроме как изо всех сил защищать фильм и искать в нем несуществующие достоинства. Мне же показалось, что эстетика этого киноопуса Алексея Учителя ориентируется не на голливудские шедевры, а на куда более банальные образцы...

Внимая с нарастающим недоумением на экране дорогому, богатому (25 млн долларов) и внутренне пустому зрелищу, я то и дело ловил себя на мысли, что происходящее на экране напоминает давно подзабытые фильмы моей туманной юности: «Анжелика и король» и «Анжелика — маркиза ангелов». Там, помнится, было такое же изобилие красивых женщин, брутальных мужчин, породистых рысаков. Такое же богатство интерьеров, роскошество дамских кружевных панталон вкупе с антиисторизмом и приторно-липкими, как дешевый мармелад, страстями.

«Матильда» рассказывает историю романа будущего императора Николая II, а пока цесаревича Ники, и балерины императорского театра Матильды Кшесинской (в просторечии — Мали). В первых кадрах фильма благодаря козням конкуренток у Мали во время танца нечаянно обнажается грудь. Она хочет скрыться от позора за кулисами, но, увидев, как в своей ложе то ли восхищенно, то ли возбужденно привстал наследник, победно доводит танец до конца, крутя виртуозные фуэте и зазывно глядя ему в глаза.

Сраженный дерзостью и красотой Матильды, Ники вскоре оказывается в будуаре танцовщицы, вешает ей на шею дорогое колье и недвусмысленно жаждет немедленного удовлетворения своей страсти. Коварная красавица отвергает ласки цесаревича, что, впрочем, не помешает ей буквально в следующей сцене пасть жертвой его настойчивости. В дальнейшем Ники и Маля, к немалому огорчению императрицы (скупая по объему и точная роль Ингеборги Дапкунайте), будут время от времени барахтаться в постели, но обойдется, разумеется, без порнографии, чего так опасалась Поклонская. Возрастное ограничение 16+ соблюдается режиссером с неизменным тщанием.

Но это, увы, не отменяет того прискорбного факта, что за год скандала вокруг фильма общественность внимательно изучила мемуары Кшесинской, дневники Николая II, другие источники. И нигде не нашлось свидетельств, что у балерины и цесаревича что-то «было», кроме сугубо платонических отношений. Никто, как говорится, свечку не держал, но и всего одна-единственная эмоциональная фраза в дневнике Николая, что после свидания с Матильдой у него «перо трясется в руке», не дает, как мне кажется, оснований режиссеру распалять свою фантазию и укладывать реальных исторических персонажей в постель. Я понимаю: Николай II Учителя на дуэль не вызовет, но все же...

Впрочем, на историческое полотно фильм и не претендует, хотя в нем есть близкие к подлинным событиям и сильно поставленные сцены. Например, крушение императорского поезда, что можно трактовать как символ скорого крушения России. В остальном многое своевольно изменено, подтасовано в угоду авторской концепции, если это можно считать концепцией. Отталкиваясь от весьма вольно трактуемого исторического материала, режиссер снял свой фильм в жанре «салонной», «будуарной» мелодрамы. И хоть в центре «Матильды» оказывается балерина, на экране при этом полыхают вполне оперные страсти, отдающие пресловутой вампукой. Героиню хотят то выкрасть, то утопить, то сжечь, то навести на нее порчу с помощью некоего шарлатана-медика. Но чаще просто уложить в постель.

Мало того что будущий император на протяжении всего фильма разрывается между Матильдой и приехавшей к нему невестой (Луиза Вольфрам), хотя, как известно, он пресек с балериной отношения сразу после помолвки с Аликс, будущей императрицей Александрой Федоровной. Кроме Николая в танцовщицу оказываются безумно влюблены еще и великий князь Андрей (Григорий Добрыгин), и не существовавший в природе поручик Воронцов (Данила Козловский), прототипом которого, признался Учитель, послужил некий английский (?) офицер. В итоге в фильме образовался не традиционный любовный треугольник, а целый пятиугольник, что, согласитесь, многовато для одного фильма.

В центре этой сложной геометрической композиции царствует Матильда в исполнении польской актрисы Михалины Ольшанской. И это, не скрою, лучшее, что есть в фильме. Актриса наделила свою героиню и особой эротической манкостью, и плебейской простоватостью нрава, и кошачьей грацией, и какой-то поистине демонической силой. Любит ли она по фильму Николая? Бог весть. Не исключено, что просто играет на его чувствах, желая породнить свою «простонародную» кровь с «голубой» царской. Но в любом случае ее роль выписана интереснее и воплощена на экране ярче, чем роль Николая II.

Немецкий актер Ларс Айдингер играет персонажа, который разрывается между чувством к танцовщице и долгом перед Отечеством, во имя процветания которого он должен взойти на престол, предварительно обвенчавшись с высокородной немецкой принцессой. Но то ли потому, что этот драматургический конфликт слишком уж банален, то ли потому, что актер намного старше своего героя, следить за его пресным, унылым персонажем, пребывающим по большей части в альковах, а не на военных учениях, где как раз часто пропадал наследник, неинтересно. И уж совсем непонятно, почему в финале фильма он в одночасье охладевает к столь желанной им Матильде и проникается внезапной нежностью к доселе едва замечаемой Аликс, хотя по жизни он ее боготворил.

Пожалуй, это самый блеклый портрет в кинематографическом воплощении образа Николая II на нашем экране. Я понимаю: Ларс Айдингер — звезда европейского уровня, но, к примеру, Олег Янковский в «Цареубийце» или Александр Галибин в фильме «Романовы. Венценосная семья» создали куда более яркие, сложные характеры последнего русского царя, чем немецкий актер.

P.S. Значит ли это, что в своем преимущественно негативном восприятии фильма я солидаризуюсь с Натальей Поклонской? Ни в коей мере. «Матильда» может и должна идти на экране. Ни одного российского закона фильм Учителя не нарушает. А творческую неудачу (на мой взгляд, это именно неудача) не надо приравнивать к злонамеренному желанию принизить, опорочить образ Николая, который, напомню, на тот момент не был святым и не был даже императором, а был — и хотел остаться — простым, частным человеком. Об этом Алексей Учитель и пытался сделать кино. По факту же умудрился снять спрессованное до двух часов заурядное сериальное «мыло», которое, как мне кажется, сгинуло бы в прокате без следа. Теперь же, благодаря Поклонской, его посмотрят все.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9384
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7108
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?